ВАДЖРА
Ваджра (санскр. — алмаз, громовой камень) – символическое изображение пучка молний, исторгающихся из единой сферы. См. Акшобхья.
Представляет собой такой же символ буддизма, как и крест в христианстве. Крестообразные формы ваджры дали основание обнаруживать близость с христианской символикой. Символика ваджры была заимствована шиваизмом и буддизмом. Представляет собой стилизованную форму булавы с круглым или заостренным навершием, покрытым острыми зубцами. Ваджра символизирует мужское начало, путь, сострадание. Интерпретируется как знак плодородия. В сочетании с колокольчиком подразумевает слияние мужской и женской природы.
В ведийской, индуистской и буддийской мифологии ваджрой называлось священное оружие, напоминающее палицу или скипетр.
У буддистов Тибета получила название «дордже». В тибетском варианте изготовлялась в виде скипетра с двумя навершиями. Буддистская ваджра символизировала прочность, неуничтожимость, ясность и всепобеждающую силу учения Будды. С её помощью изгонялись демоны и преодолевалось невежество. Является вещественным эквивалентом бидже-мантре Хум. Трактуется как «первовещь». Использовалась в качестве атрибута изображений многих Будд, бодхисатв, идамов. Её символика занимает ключевое место в тантристской форме махаямы — ваджраяне.
Ваджра принадлежит Индре, а также персонажам высшей иерархии в буддизме.
Четырёхконечная ваджра возникла в рамках ведического культа Индры.
В индуистской мифологии — зубчатый диск, громовая палица Индры.
Характерны эпитеты Индры: Ваджрин, Ваджрабхрит (т.е. «носящий ваджру»). Её выковал для бога певец Ушана.
Ваджра ассоциировалась с солнцем. Отмечалось, что у нее сто углов и тысяча зубов.
Согласно Махабхарате, она сделана из скелета мудреца — отшельника Дадхич.
Источники: Традиционное искусство Востока. М., 1997 г.; Мифологический словарь. М., 1991 г.