ВАРУНА
Варуна — глава ведического пантеона богов вместе с Индрой в ведической религии; всеведущий и карающий грозный бог-судья, бог неба и водной стихии.
Варуна – один из древнейших индийских богов. Культ более популярных в наше время божеств индуизма появился гораздо позднее.
Самое загадочное в образе Варуны – его гибридная природа. В разных строках одних и тех же ведических гимнов он обозначен как царь богов и асура. При этом он одновременно и божество самых невероятных крайностей, как резидент ведийского пантеона, занимающий высочайшее положение, и среди асуров он главный, достигший «полного асурского господства». Помимо Варуна титул асура носят и другие боги, в частности Агни, Савитара, Митру, Сурью. Дело в том, что асуры представляют собой самое древнее семейство богов (AB VI 100.3). Ведийские тексты упоминают конфликт между богами (deva) и асурами. Асуры упоминаются в основном в Пуранах, они активно пытаются свергнуть Индру с трона и изгнать богов из Рая.
Варуна суть поддерживающий жизнь, ибо присутствует во всём сущем. И одновременно Варуна наблюдает за теми, кто свернул со стези праведности, избрав путь невежества и обмана. Он является верховным богом – судьёй, хранителем Риты (мирового порядка). Совмещая эти сферы деятельности, Варуна обладает гибким подходом к проблемам, однако руководствуется лишь принципом справедливости. Старинные индийские трактаты называют его посредником между людьми и богами, «тем, кто обосновался на небесах».
Имя «Варуна» буквально означает «всеохватывающее небо», его часто связывают с Митрой, ведийским богом солнца. Их противопоставление как пары вода-огонь встречается в брахманической литературе.
В «Ригведе» бог Варуна именуется владыкой двух миров, которые находятся под его покровительством. Он властвует над миром и пребывает во всём. Ему посвящены и отдельные гимны, из которых следует, что мир на заре творения был наполнен водами, и буквально создан из водных паров, владыкой которых является Варуна. Под небесными водами также может подразумеваться эфирное пространство — «небесные пары», именуемые в «Ригведе» современниками мира (X.30.10), созданными в момент творения физического мира форм, состоящего из плотной материи. Индийцы верили, что Великий океан простирался во всей Вселенной, а после создания земли он стал частью небесного пространства. Именно поэтому в Варуне индийцы видели божество неба и воды одновременно.
Варуна охраняет Риту и суровое наказание ждёт того, кто совершит поступок, не согласованный с принципами человечности и совестью. Одна из важных задач Варуны — следить за сохранением мирового порядка и сохранением людьми моральных заповедей. Наиболее тяжкий грех — клятвопреступление. Там, где преступник ухитряется уйти от суда людей, вмешивается Варуна. Он карает грешника, насылая на него болезни, несчастья и преждевременную смерть.
В ведах Варуну посвящены самые величественные гимны. Иногда в них к Варуну обращаются одновременно с другими богами, как например: с Митрой, Арьяманом и Индрой. При этом Варуна, наряду с Индрой, является одним из величайших богов ведического пантеона.
В «Ригведе» Варуна также восславляется как обладающий целительной силой, отвращающий насланную врагами скверну, предотвращающий гибель. Бог Варуна ищет свершивших злодеяние и ранит их своим смертельным оружием. Его просят отпустить сковывающие петли и ослабить грех, связывающий, словно тугой пояс. Он — властвующий над добром, царь, поддерживающий народы, к нему обращаются как к щедрому дарителю и просят дать благополучие.
Гимны «Атхарваведы» в основном взывают к Варуне как избавителю от греха, как например, гимн на освобождение от ярости, или как к исцелителю от хворей. К нему также обращаются в заговорах на отведение порчи, просят даровать защиту и отвести преждевременную смерть не от старости. Он даёт силы целителям. «Яджурведа» называет Варуну покровителем врачевателей, именуя также обладателем ста и тысячи исцеляющих лекарств. «Брихадараньяка упанишада» описывает его как бога водной стихии, контролирующего западное направление, здесь он также предстаёт как олицетворение огня души и зова сердца. И даже в «Йога-Васиштхе» упоминается о практике «варуни-дхараны», которая ведёт к единению с Варуной, богом водной стихии, защищающим от испепеляющего жара двенадцати космических солнц, сияющих в завершающем цикле Творения.
Художественные изображения Варуны повсеместны. На каменных фресках индийских храмов и рисованных изображениях в различных письменных источниках, Варуна показан молодым мужчиной в белой броне, которая напоминает чешую. На изображениях у Варуны могут быть как две руки у (человеческая ипостась), так и четыре (ассоциация с четырьмя направлениями духовного развития человека). Ещё один символ бога – свёрнутый петлёй аркан, что представляет собой змею.
Иногда рядом с ним восседает на троне богиня Варуни (или Варунани) – женская ипостась Варуны, явленная во время пахтания млечного океана среди других сокровищ, олицетворяемая в образе его супруги или дочери и являющаяся персонификацией вод и ночи. Сынами Варуны, согласно «Бхагавата-пуране», считаются мудрецы Агастья, Валмики, Васиштха и Бхригу.
В «Махабхарате» сказано, что самым любимым сыном Варуны был Пушкара, многомудрый, с прекрасным ликом и глазами, подобными лотосам. Неизменным спутником Варуны является химера Макара – существо в виде морского монстра, но при этом у него голова и ноги антилопы, а хвост и туловище – рыбьи.
В мифологии народов мира у Варуны много «братьев-близнецов». Варуна – одно из имён Ахура-мазды в зороастризме. Также Кришна в Бхагавад-Гите говорит: «Я – Варуна».
Исследователи мирового фольклора часто ассоциируют с Варуной древнегреческого бога Урана, которого греки тоже считали богом неба, отцом титанов. Варуни тоже одновременно и бог морской стихии, и асура – т.е. своего рода древнеиндийский титан.
Имя Варуна исследователи сопоставляли с хеттским морским божеством Аруной, с древнегреческим богом неба Ураном, со славянским Белесом, литовским Велнясом и т.д.
Наиболее интересной представляется версия соотношения божественных функций (и имён) Варуна и древнеславянского бога Перуна. Значение самого теонима (имени собственного божества) «варуна» в словарях и справочниках по ведической литературе объясняется как «всеохватывающее небо, царь богов и людей, океан, солнце, брат огня». Вариант этого слова – «варана» имеет значение «особое магическое заклятие, произносимое над оружием». Что очень близко к тому, что древние славяне приписывали Перуну. Он являлся верховным богом языческого русского пантеона, был богом грозы и молний, т.е. властелином неба, атмосферной воды и огня. При этом именем Перуна воины клялись над оружием и верили, что за нарушение этой клятвы он их покарает. Здесь имеется прямая ассоциация с Варуной – ведическим богом небес, водной стихии, покровителем воинов и одновременно, судией, карающим за ложь и предательство.