ВЕЧЕРЯ
Вечеря – вечерняя трапеза; последний ужин или затрапезная беседа, на которой Господь пребывал с учениками своими и учредил таинство святой Евхаристии.
Слово используется в большинстве случаев при упоминании выдающегося события в христианстве – Тайная вечеря.
Тайная Вечеря (англ. the Last Supper, the Lord's Supper) — последняя встреча, последний совместный ужин Иисуса Христа со своими учениками накануне его крестных страданий. Это была праздничная трапеза на которую Спаситель и апостолы собрались, чтобы отпраздновать ветхозаветную иудейскую пасху, установленную в память о чудесном избавлении еврейского народа от египетского рабства. Проходила Тайная вечеря в Иерусалиме, в Сионской горнице.
Во время Тайной Вечери Иисус Христос установил таинство причащения и предсказал, что один из учеников предаст Его. Вкусив ветхозаветной еврейской пасхи и возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, Спаситель преломил хлеб и подал его своим ученикам со словами: «сие есть тело моё, которое за вас предаётся; сие творите в моё воспоминание». Потом взяв чашу с виноградным вином и благословив ей, Он сказал апостолам: «Пейте из неё все; ибо сие есть кровь моя, за многих изливаемая во оставление грехов». Таким образом причастив апостолов, Господь дал им заповедь всегда совершать это таинство: «Сие творите в Моё воспоминание». С тех пор христианская церковь за каждой Божественной литургией совершает Таинство Евхаристии — величайшее таинство соединения верующих со Христом.
Установленное на той Тайной Вечере таинство Евхаристии после создания христианской церкви стало совершаться во всех храмах. Это таинство позволяет христианам приблизится ко Христу так близко, как верующие других религий не могут приблизиться к своему божеству.
Как писал святой Иоанн Златоуст: «(Христос) сам пил из чаши для того, чтобы ученики, услыша это, не сказали: что такое, мы пьём кровь и едим плоть? – и от того не смутились. (Ведь когда Христос говорил об этом, то и самыми словами многие соблазнялись). Итак, чтобы ученики и тогда не смутились, Он сам первый совершил это, побуждая их приступить к приобщению тайн без смущения. С этою-то целью Он и пил сам собственную кровь».
Считается, что на Тайной Вечери апостолы причащались не как члены уже созданной церкви, а как ближайшие ученики и последователи Христа, в частном порядке. Даже на некоторых старинных христианских изображениях Вознесения Господня апостолы представлены без нимбов, в то время как написанные в ту же эпоху лики Богородицы всегда с нимбом.
Со времени создания церкви возможность причаститься Святых Христовых Тайн дана каждому православному христианину. Причём, христиане причащаются уже прославленного, нетленного, безсмертного, максимально обоженого Тела (и Крови) Христа, ведь и до Воскресения Христос, как Человек, был обожен настолько, насколько это было возможно для обладателя не прославленной в ту пору плоти (тела).
К другим важным событиям Тайной Вечери относится омовение Иисусом Христом ног своих учеников. Спаситель лично омыл ноги своим ученикам, прежде чем они сели за праздничную трапезу. Это являлось знаком высочайшего смирения Иисуса Христа перед волей Всевышнего и Его любви к ученикам. В память об этом в Чистый четверг, то есть в очередную годовщину Тайной Вечери, патриархи Русской православной церкви, как и Папа Римский, проводят чин омовения ног 12 священнослужителям. «Образ Христа, умывающего ноги ученикам, помогает нам с вами понять весь смысл христианской веры, согласно которой человек призван не возвышать себя, не господствовать над другими, но служить в меру своих талантов и в соответствии с тем положением, которое Бог ему определил, – пояснил в одной из своих проповедей патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.
Как уже сказано выше, во время Тайной Вечери Господь объявляет, что среди присутствующих есть тот, кто предаст Его. Как известно, Иуда входил в круг ближайших учеников Господа Иисуса Христа. Наряду с другими Его учениками он был участником Тайной вечери, на которой было утверждено Таинство Евхаристии. Однако вместо того, чтобы ещё теснее соединиться с Господом, он пошёл и… предал Его врагам. И хотя другие Его ученики, включая апостола Петра, из страха на следующий день тоже отрекутся от Христа, впадут в отчаяние и уныние, что тоже считается грехом, но в отличие от Иуды, предателями они не являются. Оступились, да, но не предали, не совершили самого тяжкого греха. Потому раскаявшись во временной слабости, остальные 12 учеников Христа, присутствующие на Тайной Вечере остались в памяти христиан, как святые Апостолы, и лишь Иуда как самый большой грешник.