ВЕДИЗМ
Ведизм (санскр. veda — знание, ведание) — ранняя стадия развития религии индуизма, основы которой изложены в Ведах. См. Веданта, Веданга.
Синонимы: Веды, ведическая религия или ведийская религия.
Веды представляют собой памятники древнеиндийской литературы (конца II-го – начала I-го тыс. днэ.), написанные на древнеиндийском (ведийском) языке. Веды или ведическую литературу, составляют сборники гимнов и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), теологические трактаты (брахманы и упанишады).
Является начальной стадией формирования индуизма, из ведической религии развился брахманизм. Воззрения ведизма известны по ведам.
Носителями ведической религии были индоарийские племена.
Характерной чертой ведизма является обожествление сил природы, в неопределённо очерченных образах.
Основой ведического культа являлись жертвоприношения, которые сопровождались сложным ритуалом. Культы выполнялись брахманами, большое значение имели магические обряды.
Наиболее почитаемыми богами ведического пантеона были Варуна, Индра, Агни и Сома.
Веды — священные книги брахманов; литературные древнеиндийские памятники, относящиеся к XV–X вв. днэ.
Веды оказали большое влияние на древнеиндийское общество. Стали важной частью формирования индуистской дхармы. Хотя знание Вед всегда существовало, великий Риши Вьяса собрал божественное знание в четыре Веды.
Предполагается, что Веды были составлены на санскрите около 1500 и 1000 гг. днэ., около 300 г. днэ. Веды не редактировались и остались неизменными до наших дней.
Важно то, что Веды не плод фантазии древних индийских плёмен, а то, откуда и кем они принесены на индийскую почву. Не может не греть сердце и само звучание «индийского» слова «Веды», которое никому из русских людей ни переводить, ни объяснять не надо. И судя только по одному слову «Веды», проделавшему долгий тысячелетий путь с Русской равнины, ясно, что те, кто принёс всю древнейшую мифологию архаичных предков в Индию, были связаны с оставшимися на родине братьями культурными и лингвистическими узами. Это были арьи, а авторами гимнов были жрецы-брахманы-риши из среды арьев. Известна та трепетность и требование точности, с которой в дописьменный период жрецы ариев «риши» заучивали на память эти гимны, передавая их из поколения в поколение. В письменном виде они зафиксированы в Индии не раньше I тысячелетия днэ.
Семь Риши (ṛṣi) являлись авторами и, скорее, провидцами ведических гимнов. Согласно ортодоксальным представлениям индусов, они являлись одухотворенными лицами, которым были ниспосланы эти гимны. А выражение «Риши говорят», означало: «так оно и есть в священном тексте». У некоторых исследователей высказывалось мнение, что ṛṣi (РСи) – это и были жрецы РуСы. А современная транскрипция звука С как Ш, появилась не на индийской почве, а значительно раньше. Так, например, в Новгородской области есть город Старая Руса. А его жителей до сих пор зовут «рушане». Не «русяне», не «русичи», а именно «рушане». Видим, что лингвистический переход с→ш – типичный северно-русский.
Любопытно взглянуть на список божеств по количеству посвящённых им гимнов в Ригведе: Индра - 243, Сома - 118, Сурья - 6, Ваю - 2, Манью - 2, Яма - 2. Есть в Ригведе и информация о богине Ганге. В этой связи нельзя не удивиться тому, что все эти «индусские» названия водоемов до сей поры присутствуют на карте Русской равнины. По этим и другим чисто санскритским названиям, можно на всей территории России, вплоть до Дальнего Востока, зафиксировать определенные центры их скопления. Каждый из которых может служить указателем присутствия в этом районе групп людей, которые позже определились как индоарии и индоиранцы. И мы видим, что их продвижение именно с Севера, отраженное в исторических памятниках Авесте и Ведах,
Из известных четырех сборников гимнов и предписаний Вед интерес могут представить два первых: Ригведа, Яджурведа. В Ригведе собраны молитвы, обращенные к богам. В Яджурведе изложены правила жертвоприношения богам. К слову, в качестве жертв выступали бараны. И яджур – это наягнёнок.
В целом Веды распадаются на 4 санхиты — Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа.
Санхита — один из сборников (разделов), в котором изложена определённая часть ведийского учения.
Ригведа — один из 4 разделов Вед (веда гимнов).
Само название Ригведы представляет собой комбинацию двух славянских корней «рик/рек» — речь + «ведаы» — знание, познание, означающее «Знание речи» /179, с.27/.
Ригведа состоит из 1028 мантр (или гимнов), которые являются молитвами Богу и «Панча Бхутани» - пять сил: земля (Притхви), вода (джалам), ветер (Вайю), огонь (Агни) и небо (Акаш).
Все мантры организованы в десять книг, известных как мандалы или кружки.
По словам ученых и мудрецов, Риг Веда является одной из старейших и сложных книг, когда-либо написанных.
Риг Веда состоит из объяснения происхождения мира, силы богов и искусства жизни.
Мантры поются Богам, чтобы восхвалять силу и просить поделиться их силой с нами, чтобы мы могли бороться со злом, как внутри, так и вне нас.
Самаведа — один из 4 разделов Вед (жертвенные песни).
Похожа на Риг Веду в том, что она состоит из того же значения и содержания, но написана для формирования музыкального набора. Таким образом, Сама Веда известна как Веда Мелодий или Песнопений.
Написана около 1000 г. днэ., а некоторые части датируются 1700 г. днэ.
Из четырёх Вед – самая короткая. 1875 стихов, и среди них 1771 стих из Ригведы.
Как Веда Мелодий, она считается старейшей музыкальной организацией в мире, которая содержит все виды музыки, метра, мантры, чханды и лингвистики.
Составлена так, чтобы в ней можно было петь обряды «жертвоприношения сома», которые являются ритуалом, когда нарезанные овощи или животные приносятся в жертву и приносятся богам. Священники удгатары пели их, и это отражало их мировоззрение.
Яджурведа — один из 4 разделов Вед (жертвенные изречения).
Сообщает о религиозных ритуалах. Иногда считают, что это пошаговое руководство, объясняющее правильный способ совершения религиозных церемоний и ритуалов. Тем не менее, приводится утверждение, что это никогда не говорит о правильном пути, а вместо этого побуждает людей думать о ритуалах. Таким образом, когда кто-то углубляется в Яджур-Веду, он может найти более глубокий смысл, чем просто ритуалы.
По сравнению с Риг Ведой, Яджур Веда имеет более простой язык.
Пытается развить уровень сознания среди людей и связана с йогической практикой очищения ума, тела и души. Это может помочь людям пробудить сознание внутри и лучше открыть для себя изучение жизни.
Атхарваведа — один из 4 разделов Вед (песни-заклинания).
Выделяется среди других Вед, поскольку она является самой разнообразной по природе.
Классическая Атхарва-Веда связана с религией и социокультурными аспектами общества и даёт знания о них.
Связана с оккультной наукой и противоположной стороной науки – теми, что связаны со смертью, духами и загробной жизнью.
Нередко учёные игнорируют Атхарва-Веду, как часть Вед.
Распространено убеждение, что если беременная женщина посещает ритуал, где повторяется Атхарва-Веда, то сила мантр может привести к смерти плода внутри беременной женщины.
Брахманы — ритуальные тексты в Ведах. Присоединены к Ведам около X в. днэ.
Араньяк — «лесная книга» в Ведах, повествующая о жертвоприношениях. Присоединена к Ведам около X в. днэ.
Упанишады (санскр. upa — рядом + sad — сидеть с учителем) — философское тайное учение в Ведах, присоединённое к Ведам около XIII в. днэ.
Веданта (санскр. — завершение Вед) — первоначальное название упанишад, завершающих Веды.
Представляет собой философские системы брахманов, повествующие о совершенстве и смысле Вед. Наиболее распространённой ведантой является веданта Шанкары, которая популяризируется Рамакришной и Вивеканандой.
Ведийский – соотносящийся с Ведами, а также с древнейшим языком, которым написаны Веды.