Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Великий пост — главный пост во всех исторических христианских церквях и важнейший из многодневных постов в православии, который начинается за семь недель до Пасхи и завершается субботой Страстной седмицы, целью которого является духовная подготовка верующих ко дню Светлого Христова Воскресения.

Представляет собой период (7 недель или 48 дней перед Пасхой), в течение которого верующие-христиане воздерживаются от скоромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак.

Великий пост начинается не раньше 15 февраля и завершается не позже 7 мая включительно, в зависимости от даты празднования Пасхи. При этом период с 21 марта по 3 апреля оказывается всегда приходящимся на Великий пост.

Великому посту предшествуют три подготовительные недели.

Богослужения, напоминающие о приближении Великого поста, начинаются в воскресение — в «неделю о мытаре и фарисее».

Далее следует сплошная седмица, оканчивающаяся воскресением, посвящённым притче о блудном сыне.

Следующее воскресение — «мясопустная неделя» — посвящено Страшному суду, с понедельника начинается масленица, оканчивающаяся воскресением — «сыропустной неделей», в этот день воспоминается изгнание Адама из рая.

С понедельника начинается Великий пост.

Молитвословия Великого поста отличаются покаянным настроением, на всех богослужениях читается молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего...»

Во время Великого поста в среды и пятницы, а также в понедельник и вторник Страстной седмицы, в четверг пятой недели совершается литургия Преждеосвящённых Даров (кроме дня Великой пятницы); по субботам и в шестое воскресение совершается литургия Иоанна Златоуста; в остальные воскресения, а также в четверг и субботу Страстной седмицы — литургия Василия Великого; в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается.

В первые четыре дня Великого поста на повечерии читается Великий канон св. Андрея Критского.

Каждое воскресение Великого поста имеет особое воспоминание.

В первое воскресение после литургии совершается чин Торжества православия, установленный в память восстановления почитания икон в 842 г. в Византии.

Второе воскресение посвящено св. Григорию Паламе, архиепископу города Солунь (совр. Салоники, Греция), византийскому богослову-исихасту (XIV в.).

Третье воскресение, называемое Крестопоклонной неделей посвящено поклонению Кресту (поклонение совершается от воскресения до пятницы).

Четвёртое воскресение посвящено св. Иоанну Лествичнику, игумену монастыря Синайской горы, автору «Лествицы».

В четверг пятой недели на утрени снова читается канон св. Андрея Критского, а также читается канон в память св. Марии Египетской и её житие (отчего всё богослужение, длящееся несколько часов, получило название «стояние Марии Египетской»).

Суббота пятой недели посвящена воспоминанию избавления Константинополя в 626 г. от персидского и аварского нашествия, в память чего читается Великий акафист Пресв. Богородицы (этот день также называется «Похвала Пресвятой Богородицы» или «Суббота Акафиста»).

Пятое воскресение посвящено св. Марии Египетской.

Суббота шестой недели называется «Лазарева суббота», которая посвящена воспоминанию воскрешения Лазаря.

В шестое воскресение отмечается праздник Вход Господень в Иерусалим.

Следующая, последняя неделя называется Страстной седмицей, которая имеет отдельное расписание проводимых богослужений (Великий четверток, Великий пяток, Великая суббота и т.д.).

Тексты богослужений Великого поста содержатся в Триоди Постной.

Что можно и нельзя делать христианам в Великий пост, определяется уставом. Русская Православная Церковь пользуется древним монастырским уставом.

Но жизнь современного человека, особенно живущего в большом городе и ведущего обычную для нашего времени жизнь – работа, общение с окружающими, забота о членах семьи и родственниках, занятие спортом для укрепления физического состояния и т.д. – сильно отличается от жизни в монастыре, и следовать строго древним уставным правилам для многих не по силам. Поэтому каждый определяет сам, каких правил устава придерживаться строго, а какие обойти, не нарушая грубо.

В Великий пост нельзя по уставу есть пищу животного происхождения, т.е. мясо, молочные продукты и даже рыбу. Современные христиане часто задают вопрос священникам, можно ли в Великий пост вкушать морепродукты, на что получают положительный ответ. Поскольку церковный устав складывался в тёплых странах, где морепродукты – это традиционно простая и доступная еда, Великим постом морепродукты в монастырях употребляют в пищу в те дни, когда есть разрешение на масло. В тех странах, где ситуация схожа, морепродукты легкодоступны и дёшевы, употреблять их во время поста можно, а порой даже нужно, поскольку это источник белка, которого не хватает во время многодневного поста из-за отсутствия животной пищи. Если же креветки, кальмары, осьминоги и прочие морские гады не являются традиционной пищей и стоят дорого, то, несмотря на дозволение устава, стоит отказаться от их употребления или порадовать себя любимым деликатесом лишь на большой праздник. Нужно помнить, что постная пища – это пища простая, без излишеств. Но смысл поста не в отказе от определённой пищи, а в ограничении себя.

Гастрономическое воздержание – это внешняя телесная составляющая поста, способствующая более активной работе души. Поститься, по словам святого праведного Иоанна Кронштадтского нужно, чтобы «прояснить ум, развить чувство, подвигнуть к благой деятельности волю».

Ограничив себя в тяжёлой пище, сладостях, деликатесах, отвлекаясь от увеселений и ежедневной суеты, христианин может сосредоточиться на молитве, покаянии и борьбе со своими грехами. Тем более, что Православная церковь придерживается мнения, что даже в Великий пост могут быть определённые послабления в еде для страдающих от каких-либо заболеваний и пожилых людей, детям и подросткам, беременным и кормящим женщинам, но поститься в той или иной мере должно всем. Православным христианам следует помнить главный постулат – смысл поста не в том, чтобы изнурить свой организм отказом от еды, а в том, чтобы очистить душу от волей-неволей накопившейся в ней скверны.

Пост – это время борьбы со страстями, и первоочередной задачей в этот период должен (священники говорят «может») стать отказ от того, что вызывает в человеке определённого рода зависимость.

В Великий пост придерживаться определённых правил и ограничений обязаны все истинно верующие христиане. Так, например, супругам следует по возможности и только по взаимному согласию воздерживаться от близости. В Великий пост не совершаются венчания, соответственно верующим людям нельзя в эти дни жениться, играть свадьбу.

Помимо гастрономических, есть ещё немало искушений в жизни современного христианина, от которых следует отказаться в этот период. Среди них – безконечный сёрфинг в интернете, просмотр (не говоря уж об участии в той или иной роли, даже среди массовки в зале) многочисленных развлекательных шоу, а равно и телесериалов; ссоры с окружающими, моральное давление на коллег и подчинённых на работе; участие в склоках в общественном месте, например в транспорте и т.д. Великий пост – это самый благоприятный период, чтобы постараться отказаться от таких вариантов безсмысленной траты времени, сдерживать отрицательные черты собственного характера и хоть немного постараться приблизить свой образ жизни к данным Христом заповедям.

Что же касается пищи, то церковь, как и медицина, не рекомендует отказываться от полноценного рациона, но придерживаться определённых пищевых ограничений. Нельзя не только есть скоромную пищу (мясо, яйца, молочные продукты), но и объедаться постной.

В период поста нельзя также употреблять алкоголь, кроме некоторых дней, когда разрешается немного вина. Это связано, в первую очередь, с тем, что в византийской традиции вино, разведённое водой, употреблялось повсеместно и было элементом обычной трапезы. Поэтому в Типиконе столь часто встречается разрешение на вино. Речь идёт исключительно о натуральном виноградном вине, без добавления сахара или спирта. Именно такого (во времена составления устава – разбавленного) вина, в количестве от 1 до 3 красовуль (чаш ёмкостью около 200 гр.) разрешается выпить за трапезой в определённые дни (35 гл. Типикона). Относительно более крепкого или лёгкого алкоголя церковный устав не содержит никаких указаний. Очевидно, что применять количественную меру в 1–3 красовули к крепким спиртным напиткам не стоит даже без поста.

Пить молоко, кефир, простоквашу и прочие продукты, содержащие молоко и другие продукты животного происхождения, в посту возбраняется наряду с прочей скоромной пищей.

Пить чай, кофе, какао, соки и просто воду, конечно же, можно. За исключением тех дней, когда устав предписывает полное воздержание от пищи и питья. Например, в Великую Пятницу. Относительно сладостей тоже нет особого ограничения. Если сладкое не содержит в составе скоромных продуктов, например, сливочного масла или молока, то его кушать можно. Заниматься при этом буквоедством и выискивать в составе «следы» скоромных продуктов не стоит. Но в то же время необходимо помнить, что пост – это время ограничения и даже постными сладостями объедаться не стоит. Для сладкоежек отказ от любимых лакомств на время поста будет хорошим делом.

Во весь период Великого поста следует сосредоточиться на своей духовной жизни, ограничить развлечения и увеселения, лучше посвятить время молитве и своему духовному развитию. Нельзя в пост продолжать лелеять свои обиды на других, нужно постараться разрешить конфликты и по возможности примириться. Именно поэтому Великий пост начинается после Прощёного воскресенья.

В пост нельзя пренебрегать богослужением и молитвой. Богослужения Великого поста совершенно особенные, они передают главное настроение Великого поста. Такие службы, на которых читаются канон Андрея Критского, литургия Преждеосвящённых даров, Пассии, богослужения Страстной недели, лучше обязательно побывать в храме.

Покаянная молитва Ефрема Сирина сопровождает православного христианина весь Великий пост.

В Великий пост христианину нельзя продолжать жить в привычной суете, забывая о Боге. Семь недель Великого поста – семь ступенек к Пасхе, к Светлому Христову Воскресению. И провести их надо так, чтобы встретить Праздник с чистым сердцем.

Святая четыредесятница – название первых шести седмиц поста до пятницы шестой седмицы.

Страстная седмица – седьмая, последняя седмица перед Пасхой.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть