Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ И СОФИЯ

Вера, Надежда, Любовь и София – святые мученицы, девочки Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

Дни их поминовения – с 30 сентября – отмечались на Руси как Всесветные Бабьи Именины, что соответствует современному празднику Женский День (8 марта). Длились они целых три дня в почитание материнской Мудрости и женских Добродетелей.

Во II-ом веке, в Риме, жила затворнической жизнью благочестивая женщина-христианка, вдова с тремя юными дочерьми, звали её София – что в переводе означает – Мудрость. Детей своих она назвала в честь главных христианских добродетелей – Пистис, Эльпис, Агапэ, что в переводе с греческого означает Вера, Надежда, Любовь. В те времена в языческой Италии шли суровые гонения на христиан. Проповедование Сына Божиего грозило жестоким наказанием, а зачастую пытками и смертью. Несмотря на это, горячо веровавшая женщина не побоялась не только сама принять крещение, но и воспитать в любви к Иисусу Христу своих дочерей. Отроковицы росли в труде и послушании, много времени уделяли молитве и чтению духовных книг.

Вере было 12, Надежде 10, а Любови всего 9 лет, когда слух о удивительной праведной семье дошёл и до императора Адриана. Во время гонения на христиан в 137 г. святую Софию вызвали на суд, где она открыто заявила о своей вере и о том, что в ней воспитала и своих детей. Деспот разгневался – такой чудесный пример несгибаемости и светлой христианской жизни не должен вызывать восхищение подвластных ему людей! Он приказал привести христианок к нему во дворец на суд и заставить отречься от своей веры. София знала, что за неповиновение их ждёт там только одно – смерть.

Упав на колени, София и дочери душой обратились к Богу. Но не было в их словах просьбы пронести мимо сию страшную чашу! В своей молитве они просили то, что едва смог бы понять простой человек: чтобы Господь дал им твёрдости устоять в вере, мужества пострадать за Него, не дал испугаться предстоящих мук и послал сил достойно встретить смерть.

Хитрый император вначале отдал мать и девочек под попечительство изощрённой и красноречивой женщине, чтобы та, своими речами, смогла разубедить их в вере в Иисуса Христа и уговорила поклониться языческим божествам. Язычница Палладия тщетно пыталась убедить святую Софию не жертвовать дочерьми и их счастьем ради веры в распятого Христа. Её убеждали пойти на хитрость, принеся богине Артемиде жертвоприношение – бросив щепотку ладана к ногам мёртвой статуи. И вот – она с дочерьми совсем скоро будет на свободе! И можно уже тихо, не привлекая к себе внимания, продолжать молиться своему Богу... Но София решается на смерть – не на предательство.

Наконец твёрдые в вере мать и дочери предстали перед императором. И девочки Вера, Надежда и Любовь наотрез отказывались от всех земных благ ради Иисуса Христа, затем император увещевал и их мать Софию.

Император впал в ярость – его милости был бы рад любой, а тут его отвергли, и кто – немощные девы! И он принимает решение пытками заставить непокорную семью отречься от своей веры. Для Софии же он придумал ещё более страшное испытание – видеть, как подвергают изуверским пыткам её родных дочерей.

Первой схватили двенадцатилетнюю Веру. На глазах у матери и сестер её истязали, отрывая куски от юного тела, бросали на раскаленную решётку, опускали в кипящую смолу. Казалось, Ангел хранил её от мук – девочка не проронила ни слова до того момента, когда безсильный император приказал отрубить ей голову. И Вера радостно первой приняла свою смерть.

Настал черёд Надежды. И, жестоко избиваемая, она не издала ни звука. И, даже брошенная в раскалённую печь, оставалась невредимой: Ангел Божий хранил отважную девочку. Обезсиленный император приказал и ей отрубить голову.

Видя кровавую казнь своих старших сестёр, совсем ещё маленькая, девятилетняя христианка яростно отвергла императора. Привязанная к колесу Надежда, изуродована до неузнаваемости, но продолжала молиться, с молитвой же она сама вошла в раскаленную печь, куда её собирались бросить изуверы. Огонь не посмел коснуться святой мученицы, но обезумевший от безсилия император уже не обращал внимания на чудесные проявления.

София осталась одна живой над трупами трёх своих изуродованных дочерей. Император Адриан прекрасно понимал, что обезумевшая от душевных страданий мать с радостью встретит свою смерть, и тогда... он помиловал её. Но не по доброте своей – а по немыслимой жестокости, вручив ей тела и головы маленьких мучениц для погребения. Высоко на холме, за городом, с почестями похоронила София своих детей, а сама так и осталась сидеть у их могил. На третий день она тихо скончалась. Верующие люди похоронили её рядом с могилами её святых девочек.

София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых. Немощные телом, своею мученической кончиной они проявили огромную, несгибаемую силу духа и безпредельное мужество, укрепляемое благодатью Святого Духа.

Мощи мучениц с 777 г. находились в Эльзасе (Франция), в монастырской церкви святого Трофима в деревне Эшо (под Страсбургом), собирая на молитву многочисленных верующих. Их торжественно передал епископу Страсбурга папа Римский Адриан I.

Святые останки матери и дочерей хранились в Эльзасе, в бенедиктинском аббатстве на острове Эшо, а местный монастырь стал называться аббатством Святой Софии. Мощи святых мучениц привлекали к себе множество паломников, вокруг аббатства разрослась целая деревня.

В 1143 г. на старинной римской дороге, на которой находилось селение Эшо, открылась «гостиница для паломников, со всех сторон приходящих».

В 1792 г. спустя три года после французской революции, здания монастыря, в т.ч. и церкви Трофима, в Эшо проданы с аукциона. В них устроили трактир с винным погребом. Мощи святых Веры, Надежды, Любови и Софии при этом безследно исчезли. Их местонахождение до сих пор неизвестно.

В 1822 г. трактир разрушен вместе с другими монастырскими помещениями.

В 1938 г. католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаг, изготовленный из песчаника XIV века, в котором до революции хранились мощи святых, а другую - в небольшой реликварий, помещенный в раку с другими святынями.

В настоящее время в храме святого Трофима в Эшо находится исторический саркофаг, в котором хранится частица мощей святой мученицы Софии. В этой же церкви хранится другая христианская святыня - частица Животворящего Креста Господня.

В 1998 г. остатки церкви святого Трофима объявлены историческим памятником – и началось постепенное возрождение.

В наши дни русские эмигранты возродили средневековую традицию паломничества к мощам святых мучениц в маленьком селении Эшо (Франция).

Приход Всех Святых в Страсбурге создан в июне 2003 г. в составе Корсунской епархии РПЦ и зарегистрирован в органах местной власти в феврале 2004 г. В том же году решением Священного Синода приходу присвоен статус ставропигии (непосредственное подчинение патриарху) и при нём основано представительство РПЦ в Страсбурге с поручением представлять позицию Московского патриархата в Совете Европы.

В 2007 г. Страсбург посетил патриарх Алексий II в ходе визита во Францию и обратился к властям города с просьбой о выделении русскому приходу Всех святых участка земли под строительство храма. 17 января 2011 г. муниципальный совет города единогласно принял решение предоставить Русской православной церкви землю для строительства храма и приходского центра в престижном районе на берегу канала, впадающего в Рейн, в непосредственной близости от центрального парка, зданий Совета Европы и Европарламента.

Находясь в центре Европы, община Всех Святых стремится свидетельствовать о православии, культуре и общественных отношениях, сформированных на его основе русской православной традиции.

Память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии почитают христиане всех стран. В России к ним относятся с особой любовью, имена их носят многие женщины. Этим святым молятся об укреплении в воспитании детей, о мире и согласии между супругами, родителями и детьми.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть