ВЕРИГИ
Вериги (слав. верига — цепь; англ. chains) — 1) тяжёлые железные цепи, обручи, кандалы и т.п., носимые на голом теле для доказательства преданности Богу; орудия религиозного самоистизания — железеные или медные оковы и цепи на голом теле, носимые подвижниками-аскетами, в сочетании с другими проявлениями телесного подвига — такими, как ограничение в пище, лишение себя элементарных бытовых удобств, многочисленные земные поклоны в целях подготовления души к очищению от грехов. 2) в переносном значении: тяжёлая ответственность, добровольное ограничение в чувствах или нравственные страдания, которые возложены на человека.3) устаревшее название кандалов, в которые заковывали ноги и руки преступников.
Представляют собой разного вида железные цепи, по́лосы, ко́льца, носимые на голом теле, для смирения плоти и спасения души; железная шляпа, железные подошвы, медная икона на груди, с цепями от неё, иногда пронятыми сквозь кожу, части тела и т.д.
Вериги надевались с целью умерщвления плоти, возвышения своего духа и истребления греха. Их носили люди, давшие обет, кающиеся, либо те, кто хотел подчеркнуть свою святость либо пристрастие к вере и подвижничество.
Вериги первоначально были принадлежностью монахов-аскетов. Вот как писал о них свт. Григорий Богослов: «Другие изнуряют себя железными веригами, и, истончевая плоть, истончевают вместе грех». Соответственно строгости аскетического идеала, иноки в самом подвиге не довольствовались уже обыкновенным аналавом, как только знаком своей борьбы; возникло желание, чтобы этот знак более чувствительно воздействовал на волю через воздействие на тело. Ношение вериг есть аскетическое упражнение, имеющее целью изнурение телесное в непрерывном усилии, по слову Апостола, распять плоть свою со страстьми и похотьми (Гал.5:24). Оно имеет, по существу, то же значение, что и ношение взад и вперёд больших тяжестей, камней и корзин с песком, имевшее место для усмирения побуждений плоти у восточных пустынников первых веков христианской Церкви.
Ношение вериг составляло особый подвиг, требующий духовного рассуждения и благословения опытного духовника, — как писал свт. Филарет (Дроздов): «для … [вериг] есть люди, и времена, и причины». В настоящее время вериги используются крайне редко.
В истории Русской Православной церкви немало имён прославленных священнослужителей, добровольно и тайно (чтобы не выставлять свой монашеский обет напоказ) носили вериги, среди них один из основателей и игумен Киево-Печерского монастыря преподобный Феодосий Печерский, монах Киево-Печёрской лавры, почитаемый Православной церковью в лике преподобного Марк Пещерник, он же Марк Гробокопатель, преподобный Иоанн Многострадальный, Патриарх Никон, Иосиф Волоцкий. Причём у преподобного Иосифа вериги въелись в тело до такой степени, что произошла диффузия: молекулы металла, из которого были сделаны вериги, проникли даже в кости святого.
Носили вериги не только монахи-мужчины, но и монахини. Так в 1991 г. древней Спасо-Преображенской церкви были найдены вериги, которые носила на себе основательница Полоцкого Спасского монастыря преподобная Евфросиния. Это были железные цепи весом 7 кг, сейчас они хранятся в Спасо-Евфросиниевской обители Белорусской православной церкви в Полоцке.
Древние подвижники основывали подвиг веригоношения на некоторых словах Нового Завета, например, на словах апостола Павла: «Аз бо язвы Господа Иисуса на теле моём ношу (Гал. 6: 17), чтобы распять плоть свою со страстьми и похотьми (Ср.: Гал. 5: 24)». В Послании к римлянам апостол писал, что мы крестимся во Христа, чтобы упразднено было тело греховное, чтобы не быть уже рабами греху.
Получить благословение на подвиг веригоношения можно было только в том случае, если христианин уже достаточно очистил свою душу от каких-либо сомнений и духовных терзаний, проявил и не раз, что ему свойственны здравые духовные рассуждения. Как писал епископ Русской Православной церкви, митрополит Московский и Коломенский, святитель Филарет (Дроздов) в письме игуменье Спасо-Бородинского монастыря Марии (Тучковой), «для ... [вериг] есть люди, и времена, и причины». Не всегда на этот подвиг шли молодые христиане, только вставшие на стезю монашествования и аскезы, которым требовалась определённая помощь в укрощении плоти, как это сделал Ионна Многострадальный. Так, например, преподобный Сергий Радонежский сам возложил на себя вериги уже после того, как прославился подвигом пустынножительного иночества и творимыми им чудесами. Для святого Сергия веригоношение являлось не средством достижения святости, а инструментом для подавления страстей, которые он на тот момент ещё испытывал.
Позже у слова «вериги» появилось и второе, переносное, значение. Например, говоря о веригах власти или династического брака, либо чего-то ещё, использующий это слово имеет в виду нравственное или душевное бремя, накладываемое обстоятельствами, сложившимися устоями или традициями. В этом же смысле вериги можно рассматривать как составляющую высокой и сложной культуры самоограничения. Когда человек сознательно отказывается от того, что ему желанно, ради выполнения некоего личного предназначения.
Праздник поклонения веригам святого апостола Петра – относится к цепям, которыми был скован апостол в Иерусалиме царем Иродом Агриппой I (Деян.12:1-11).
Честные вериги Святого Апостола Петра – одна из величайших христианских реликвий, артефакт, хранящийся в титулярной церкви, одной из семи больших паломнических базилик Рима.
В церковном месяцеслове есть праздник поклонения честным веригам святого и всехвального апостола Петра, отмечаемый 29 (16) января. Данный праздник не связан с веригами в обычном смысле этого слова, а относится к тем цепям, которыми примерно в 42 г. нэ. апостол Пётр был скован во время ареста в Иерусалиме по приказу царя Ирода Агриппы I (Деян 12. 1-11). Согласно книге Нового Завета «Деяния святых апостолов», апостол Пётр ввергнут в темницу и скован двумя железными цепями. Но ночью, когда он спал среди двух воинов, ангел Господень разбудил его, толкнув в бок, сбросил железные вериги с рук Петра и вывел его из темницы (Деян.12:1). Покинув в ту же ночь Иерусалим, Пётр отправился для несения слова Божьего в другие страны. А весть об его чудесном избавлении от оков и темницы разошлась по всему Иерусалиму. Некоторые из живших там христиан, взяв тайно эти вериги, стали хранить их у себя как святыню, чтобы, смотря на них, иметь пред глазами как бы самого первоверховного апостола. Оказалось, что эти железные цепи получили от тела апостола, который был крепко ими связан, целебную силу. Они исцеляли болезни и изгоняли нечистых духов, потому что напитались святостью от тела апостола. Верующие с глубоким благоговением чтили эти честные вериги, воздавали им поклонение и тщательно хранили их, передавая из рода в род. Передавая их по наследству, родители объясняли детям, какого великого узника сковывали эти вериги и чьим телом они освящены. Так по наследству получил вериги Святого Петра первый иерусалимский патриарх Ювеналий. Он был епископом Иерусалима с 422 г. нэ., а после признания Иерусалимского престола митрополией Халкидонским собором стал первым митрополитом Иерусалимским, оставаясь на этом священническом посту до своей смерти в 458 г.
И когда благочестивая царица Евдокия, супруга императора Восточной Римской империи Феодосия Младшего, в 438 г. во время своего паломничества по Святой земле посетила Иерусалим, где передала немало собственных средств на строительство нескольких церквей и украшение святых мест, патриарх Ювеналий подарил ей немало разных духовных сокровищ за её благочестие и любовь к святыне. В числе этих даров были и честные и чудотворные вериги святого апостола Петра.
По возвращении в Царьград, Евдокия одну веригу принесла в дар храму святого апостола Петра, находившемуся внутри Великого Софийского собора, а другую послала в Рим своей дочери Евдоксии, супруге римского императора Валентиниана III. Евдоксия с радостью приняла святыню, создала храм в честь святого Апостола Петра на холме Оппио в центре Рима и положила в нём присланный матерью дар. В Риме издавна хранилась другая цепь Святого Петра, та, которой он был скован, во время своего пребывания в Мамертинской тюрьме по приказу императора Нерона.
Согласно преданию, когда папа Римский святой Лев I приблизил присланную ему императрицей вериги Святого Петра к тем, которыми апостол был скован в Мамертинской тюрьме, эти цепи сами собой соединились в одну целую. Честные вериги св. Петра были положены вместе в римской церкви Святого Петра на Эсквилинском холме, в базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи ((итал. Chiesa di San Pietro in Vincoli — «святой Пётр в оковах»), где хранятся и поныне. Они находятся в прозрачной дарохранительнице у центрального алтаря церкви.
Ещё одна часть иерусалимских вериг Апостола Петра оказалась в Константинополе, и хранилась в церкви, носящей его имя, находящейся близ собора Святой Софии. Паломник Антоний Новгородский в 1200 г. писал, что здесь «висело Петровых вериг железо, вковано в золотую икону. На праздник же Петровых вериг (их) целует патриарх и все люди». После захвата Царьграда турками в 1453 г. след константинопольских вериг теряется, и римские вериги становятся общей для всех христиан святыней.
Веригоношение – вид религиозного самоистязания посредством ношения вериг.
Верижный – относящийся к веригам.
Верижник – тот, кто носит вериги.
Веригоносец – носитель вериг.