Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

Ветхий Завет (в русском: завет — завещание, договор; англ. Old Testament) — первая часть Библии — вычленяемые из неё по соборным решениям Православной церкви 38 канонических (истинных, святых) книг. В Ветхом Завете рассказывается о том, что Господь открыл людям через боговдохновенных пророков до пришествия Спасителя на землю. См. также Библия; Новый Завет.

Представляет собой все библейские книги, написанные до Рождества Христова, одинаково признаваемые евреями и христианами.

Основу принятого в современных изданиях текста Ветхого Завета составляет еврейская Библия. Первоначально она содержала 24 книги, распределенные по трем следующим разделам:

I. «Закон»: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие.

II. «Пророки», в том числе «ранние пророки» («невиим ришоним»): Иисус Навин, Судьи, Самуил, Цари, и «поздние пророки» («невиим ахароним»): Исайя, Иеремия, Иезекииль, 12 «малых пророков».

III. «Писания»: Псалмы, Иов, Притчи, Руфь, Песнь, Екклесиаст, Плач, Есфирь, Даниил, Ездра, Хроники.

Каноническими книгами Ветхого Завета считаются:

Бытие (1);

Исход (2);

Левит (3);

Числа (4);

Второзаконие (5);

кн. Иисуса Навина (6);

кн. Судей Израилевых и кн. Руфи (7);

1-я и 2-я кн. Царств (8);

3-я и 4-я кн. Царств (9);

1-я и 2-я кн. Паралипоменон (10);

1-я и 2-я кн. Ездры (11);

кн. Есфири (12);

кн. Иова (13);

Псалтирь (14);

Притчи Соломона (15);

кн. Екклезиаста, или Проповедника (16);

Песнь Песней Соломона (17);

кн. пророка Исаии (18);

кн. пророка Иеремии (19);

кн. пророка Иезекииля (20);

кн. пророка Даниила (21);

кн. двенадцати пророков (22–34);

1-я, 2-я и 3-я кн. маккавейские (35–37);

3-я кн. Ездры (38).

Остальные книги, помещённые в Библии, а также некоторые фрагменты из вышеназванных, каноническими не признаются.

В современных изданиях книги Самуила, Царей и Хроник разделены на две (в русском Синодальном переводе Библии книги Самуила и Цари называются 1 — 4 Книги Царств, а Хроники — 1,2 Книги Паралипоменон), из книги Ездры выделена книга Неемии, а книга Двенадцати малых пророков разбита на 12 отдельных книг, по числу пророков.

В католической Библии имеются, кроме того: Товит, Юдифь, Премудрость Соломонова, Варух, 1,2 Маккавеев, а также дополнения к Есфири и Даниилу. Все это, вместе с 1,2 Ездры (в Вульгате 3,4 Ездры) и Молением Манассии, в протестантской Библии называется «апокрифами».

Пятикнижие – христианское название пяти первых книг Ветхого Завета (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), которые содержат так называемый Моисеев закон.

Это книги, описывающие события от сотворения мира до смерти Моисея, называются Торой, или Пятикнижием.

Первые пять книг Библии записаны пророком Моисеем во время сорокалетнего странствования евреев по Синайской пустыне. Первоначально все писания Моисея составляли один сборник Божиих откровений, одну книгу, известную у евреев под именем «Тора», что значит «Закон», или же под именем «Книги Моисеевой». Пять разделов этого единого труда Моисея у древних иудеев называются начальными словами каждого раздела. Но впоследствии каждая книга Моисеева получила название по своему содержанию: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Совокупность этих книг стали называть Пятикнижием. Из этих пяти книг самыми важными считаются Книга Бытия и первые 20 глав Книги Исхода.

В древности рукописи Пятикнижия, из-за большого объема текста, не могли быть записаны на одном пергаменном свитке обычного размера, поэтому Тора была разделена на общепринятые в настоящее время пять книг (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), записанные на отдельных свитках. Эти свитки хранились в глиняных сосудах (греч. teuchos), отсюда — греческий термин Pentateuchos, «пять сосудов (для свитков)».

Древнейшие включенные в него тексты датируются временем «патриархов» (XVIII в. днэ), а самые поздние разделы не могли быть написаны раньше переселения евреев в Вавилон (VI в. днэ). В V в. днэ весь этот материал, объединённый и отредактированный иерусалимскими храмовыми книжниками, приобрел свою нынешнюю форму. И только затем, возможно, во II в. днэ, возникло представление об авторстве Моисея.

Несмотря на идейное, языковое и стилистическое многообразие своих частей, Пятикнижие — очень цельный памятник. Его центральная тема — связь судьбы Израиля с замыслом Бога, явленным в сотворении мира и человека.

Ранние повествования в Книге Бытия — грехопадение Адама и Евы, гибель человечества во вселенском потопе, дерзкая попытка человека достичь небес с помощью вавилонской башни — говорят об отдалении рода человеческого от его Создателя, о движении людей через войны и насилие к хаосу и разрушению. Однако с появлением Авраама появляется надежда. Бог избрал потомков Авраама, чтобы они стали образцом, в котором «благословятся все племена земные». Далее следует история потомков Авраама: его сыновей Исаака и Измаила, сыновей Исаака — Иакова и Исава, сына Иакова — Иосифа. Книга завершается рассказом об Иосифе, достигшем высокого положения в Египте. Остальные книги сосредоточивают внимание на деятельности Моисея и заключении договора между Богом и Израилем.

Книга Бытия – первая книга Пятикнижия, Ветхого Завета и всей Библии, которая рассказывает о происхождении мира, древнейшей истории человечества и происхождении еврейского народа.

Повествование начинается от сотворения мира и человека и завершается смертью Иосифа в Египте.

Состоит из 50 глав, 1533 стихов и 32267 слов.

В иудаизме имеет разделение на двенадцать недельных глав.

Исход – вторая книга Пятикнижия, Ветхого Завета и всей Библии, которая излагает библейское предание о порабощении израильтян в Египте, их массовом выходе по воле Бога из Египта под предводительством Моисея, теофании у горы Синай (Хорив), заключении завета между Богом и избранным народом, а также о скитаниях евреев до начала завоевания Ханаана.

Изложено в Пятикнижии (главным образом в Книге Исход, главы 1–15).

В Книге Исхода повествуется об освобождении сынов Израилевых из египетского рабства и о том, как Бог на горе Синай даровал Моисею законы.

Среди учёных и исследователей Библии, как светских, так и религиозных, нет согласия о степени историчности событий исхода, возможной дате, обстоятельствах и интерпретации эпизодов предания.

Предание об исходе является фундаментом иудаизма. Исход упоминается иудеями в ежедневных молитвах и отмечается ежегодно в празднике Песах.

Левит — третья книга Пятикнижия, которая посвящена главным образом порядку богослужения.

Название этой книги происходит от имени священнического сословия, ведущего свой род от патриарха Леви́я.

Книга продолжает законодательные разделы книги Исхода и почти полностью состоит из подробного описания правил и законов, определяющих религиозно-культовую жизнь израильского народа. Важнейшими темами, изложенными в книге, являются: правила о жертвоприношениях; требования, предъявляемые к священникам; законы о чистом и нечистом; законы о святости; законы о субботе, праздниках, о субботнем и юбилейном годах.

Книга чисел — четвёртая книга Пятикнижия (Торы), Ветхого Завета и всей Библии.

В ней приводится целый ряд подробных данных по исчислению народа, отдельных его колен, священнослужителей, первенцев и т.п.

Книга Чисел рассказывает о 40-летнем скитании Израиля по пустыне. В ней приведены результаты переписи израильских племен и некоторые дополнительные законы.

Второзаконие — это книга Ветхого Завета, пятая из Пятикнижия Моисеева.

Название указывает на то, что она представляет собой как бы «повторение законов», изложенных в предшествующих ей книгах.

Второзаконие представляет собой подробное предсмертное завещание мудрого и опытного вождя, наделённого вдохновением свыше, молодому, неустойчивому еврейскому народу.

Главное содержание книги составляют беседы Моисея с народом, а также восторженная песнь, в которой воспеваются все милости и благодеяния Божии избранному народу.

Во Второзаконии Моисей перед смертью наставляет своих соплеменников: он напоминает им о значении исхода из Египта как события, превратившего евреев в народ Божий, и кратко излагает Закон. Эта книга завершается рассказом о смерти Моисея на границе земли обетованной.

Можно выделить четыре различных пласта материала, привлеченного книжниками при составлении Пятикнижия. Эти источники, обычно называемые «кодексами», обозначаются в настоящее время латинскими буквами J, E, D и P. Ни один из них не дошел до нас в своей первоначальной форме, но учёные реконструировали значительную часть их предполагаемого содержания и их историю.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть