БУЛОНСКАЯ ЛОШАДЬ
Булонская лошадь (фр. Boulonnais horse) — название старейшей тяжёловозной породы лошадей, которая выведена на основе местной упряжной лошади XIX в. на северозападе Франции и разводится в провинции Булонь.
Представляет собой крупных, рослых, выносливых, неприхотливых и работоспособных лошадей. Отличается высокой работоспособностью и прожорливостью, поедая не менее 10—12 кг. концентратов в сутки.
Булонская лошадь была выведена двух типов: большой тяжёлый тип (высота в холке 160-170 см, вес от 650 до 750 кг) и меньший тип (высота в холке 155-160 см, вес от 550 до 650 кг). Первый обычно использовался на тяжёлых работах в сельской местности. Коней с облегчённым типом телосложения раньше называли «рыботорговцами», потому что их применяли для перевозки свежей рыбы из Булони в столицу Франции. Эти лошади отличались более быстрым ходом, что позволяло доставить товар из одного пункта в другой за 22-24 часа. Сегодня меньший тип практически исчез. Больший тип используется преимущественно в упряжи или для мясной промышленности (в 2010 году 60% булонских лошадей, разведённых во Франции, предназначались для убоя), на свекольных полях и для городских поездок. Также они перевозят сельскохозяйственную технику и иногда используются в шахтах.
Современная булонская лошадь в среднем имеет высоту в холке до 170 см, обхват груди 210–230 см, пясти 24–27 см. Вес – 650-1000 кг, в зависимости от пола и типа. Тело мускулистое, круп широкий, раздвоенный, посажен низко, спина массивная без видимого прогиба в пояснице. Голова крупная, но, благодаря узкому прямому профилю, кажется компактной; челюсти хорошо выделяются, ноздри расширенные, глаза большие, взгляд выразительный. Шея очень мощная, холка широкая, густой хвост.
Конечности сильные, с хорошо развитыми мышцами, короткие.
Масть преимущественно серая и сивая. В XVIII столетии часто встречались вороная или тёмно-гнедая масти.
Предки современных булонских лошадей разводились проживавшими на северо-западных землях франков ещё до начала развития христианства. Римские завоеватели доставляли на эти территории арабских жеребцов, которые скрещивали с местными кобылами.
Булонскин лошади переняли от арабских предков не только тип телосложения, но и умение красиво двигаться. Щёки французских тяжеловозов тоже напоминают чистокровных восточных скакунов.
В XIV в. порода улучшена с помощью крови мекленбургских коней. Они отличались недюжинной мощью. Благодаря такому скрещиванию, булонцы стали сильнее и выносливее, теперь они могли возить на себе рыцарей в тяжёлых доспехах. Официально эта порода лошадей была признана лишь в XVII в. Но с развитием железнодорожного сообщения, механизации и появлением первых автомобилей, потребность в столь крупных лошадях стала снижаться.
В 1884 г. булонская лошадь считалась самым крупным и самой ценным из тяжеловозов во Франции. В то время их использовали для перемещения тяжёлых блоков строительного камня в Париже, причём 6-8 лошадей тянули блоки весом в несколько тонн! Первая мировая война вообще значительно снизила численность племенного поголовья булонских лошадей, а во время Второй мировой чудом удалось сохранить несколько жеребцов и кобыл.
Несмотря на мощь и значительный размер, черты булонца хранят на себе влияние арабских предков. Это проявляется, прежде всего, как в лёгкой сухой голове с выразительными глазами и в его прекрасном характере, так и в превосходных движениях. Булонская лошадь в состоянии так быстро развивать скорость, что его часто использовали как экипажную лошадь. Об этой лошади часто говорят как о самой элегантной породе среди всех тяжеловозов. Сейчас самоотверженные заводчики изо всех сил стараются возродить породную линию. Ныне насчитывается около 400 хозяйств, занимающихся разведением булонской лошади. Животные распространены не только во Франции, но и в других европейских странах – Германии и Бельгии.