Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

БЮРОКРАТИЯ

Бюрократия (англ. bureaucracy = фр. bureau — стол, канцелярия + греч. kratos — власт;) — 1) власть столоначальников; отданная на откуп чиновникам монополия на управление и право распоряжаться судьбами людей; раковая опухоль России, управленческого аппарата. 2) особый привилегированный слой служащих в корпоративных структурах с присущими этому слою иерархичностью, строгой регламентацией, разделением труда и ответственности в осуществлении функций; высший чиновничий аппарат.

организационная структура, основанная на иерархии должностей и формальных процедурах, которые регулируют деятельность организации.

Считается, что бюрократия возникла в условиях рабовладельческого строя в Древнем Египте и Китае, то есть как раз когда появились первые государственные образования. В то время стали прорастать многочисленные издержки бюрократического строя: дегуманизация, жёсткость поведения, неэффективность в изменяющихся условиях и так далее.

Автором термина «бюрократия» считается французский коммерсант и реформатор французской экономики, противник монополий и правительственной опеки в промышленности и торговле Жак Венсан (Жак Клод Мари Венсан, маркиз де Гурнэ, годы жизни 1712-1759 гг.) Первым популяризатором термина стал немецкий социолог, историк, философ, политический экономист Макс Вебер (Максимилиан Карл Эмиль Вебер, 1864-1920 гг.)

Жак де Гурне относился к бюрократии негативно и считал её социальной болезнью, назвав её «бюроманией». После него бюрократия подвергалась критике интеллигенцией того времени. К примеру, критику в форме де Гурне мы можем обнаружить в произведениях таких великих писателей как Оноре де Бальзак и Чарльз Диккенс.

Теория бюрократии Макса Вебера оказала огромное влияние на развитие организации в ХХ в. Эта теория положила начало целому разделу организационной науки – теории организации. Макс Вебер, изучая, что представляет собой типичная организация с бюрократическим управлением, выделил такие признаки бюрократии как:

Вертикальная иерархия. Для бюрократических компаний характерна иерархическая структура, напоминающая пирамиду. На нижнем уровне находится большинство сотрудников, выполняющих определённую работу. На самом верхнем уровне – высшее руководство компании (директор или совет директоров). На промежуточных уровнях находятся руководители, управляющие теми, кто ниже, и подчиняющиеся тем, кто выше.

Специализация и разделение компетенций. Каждый работник имеет свою сферу ответственности, свои обязанности и полномочия, которые не пересекаются с обязанностями и полномочиями других сотрудников. Благодаря этому никому не приходится выполнять работу, для которой ему не хватает знаний или навыков.

Чёткие правила. Важным признаком бюрократии является наличие строгих правил, которых должны придерживаться все сотрудники. Это позволяет сделать все процессы внутри компании стабильными и предсказуемыми.

Обезличенность взаимоотношений. Идеальная бюрократия подразумевает, что между сотрудниками не существует личных отношений. Каждый выполняет свою работу, для которой он подходит лучше всего по объективным критериям. Если сотрудник не справляется, никто не делает ему поблажек только потому, что «человек хороший».

Многие учёные, приступавшие в 40-50-е гг. нашего столетия к изучению формальных организаций, опирались на веберовскую модель бюрократии при проведении эмпирических исследований.

Анализ бюрократии в работах Вебера неизменно рассматривался как одна из теоретических основ современной политической концепции. Вместе с тем в центре внимания западных исследователей долгое время находилась главным образом идеально-типическая модель рациональной бюрократии, которая представляет собой лишь один из элементов более общей теории бюрократии, разработанной немецким социологом.

Современная бюрократия по своей сути мало чем отличается от той, что описана в работах Вебера.

Современные исследователи выделяют три основных формы бюрократии:

Классическая. Эта форма подразумевает, что на каждом уровне бюрократической иерархии находятся хорошие управленцы. Им не обязательно понимать все особенности сферы деятельности организации. Но они должны хорошо решать организационные задачи. Эта форма встречается в министерствах, где все сотрудники являются чиновниками и не занимаются деятельностью, которую курируют. Главная проблема классической бюрократии заключается в долгом согласовании серьёзных решений.

Профессиональная. Эта форма подразумевает, что на вершине бюрократической иерархии находится специалист, хорошо разбирающийся в тонкостях работы организации. Она распространена, например, в больницах. Главврач и заведующие отделениями обычно являются опытными врачами, которые, занимая руководящие должности, продолжают лечить пациентов. Главный недостаток такой формы заключается в затратах на переподготовку специалистов, а также шаблоны деятельности.

Адхократия – «гибкая бюрократия», приспособленная под конкретную ситуацию. Иерархия в ней не такая чёткая, отношения менее формальные, а сотрудники с нижних уровней могут принимать управленческие решения самостоятельно. Это делает компанию более гибкой и позволяет ей быстро реагировать на меняющиеся условия. Такая форма бюрократии встречается, например, в юридических фирмах и научно-исследовательских организациях, при проведении крупных мероприятий, имеющих начало и конец, например, кинофестиваль.

Бюрократическая модель управления имеет ряд существенных недостатков. И первый из них – обезличивание, ведь для управленца-бюрократа и бюрократа-чиновника каждый человек выглядит не как личность, а как папка с бумагами. С одной стороны, такой подход способствует равноправию, поскольку личные симпатии управленца ни на что не влияют. В то же время бюрократическая машина лишает людей их уникальности, обезличивает их, меняет отношение к ним. Грубо говоря, чиновник может просто поставить печать «Отказать», не задумываясь, как это повлияет на судьбу человека, а также на само дело.

Второй недостаток американский социолог Роберт Мертон (1910-2003 гг.) удачно назвал «бюрократическим ритуализмом». Ведь в бюрократии считается важным соблюдение «ритуалов», даже если оно ставит под угрозу достижение целей. Например, нередко доходит до того, что к моменту согласования важное решение теряет актуальность. И даже если с самого начала очевидно, что это произойдёт, от «ритуалов» никто не отказывается.

И, наконец, третий недостаток – инертность. Бюрократия - инертная система, которая стремится поддерживать своё существование даже после достижения поставленных целей. Иными словами, всегда возникает ситуация, в которой бюрократическая машина занята лишь самосохранением. И вместо того, чтобы приносить пользу стране или организации, она начинает потреблять ресурсы. В таких условиях эффективность управленческих процессов снижается и расцветает коррупция.
Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть