АГЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Агент социализации — человек, ответственный за распространение (обучение, популяризацию, рекламирование и т.д.) идей, принципов, норм, ценностей того или иного общества, культуры.
Благодаря деятельности агентов социализации осуществляется сам процесс социализации личности. Социологами такие агенты делятся на первичных и вторичных.
Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни. Её значение сохраняется по убывающей и во второй.
Вторичная социализация охватывает вторую половину человеческой жизни, протекая во взаимодействии с социальными институтами и учреждениями. Если агенты первичной социализации выполняют множество функций (например, отец как опекун, кормилец, воспитатель, друг, руководитель, специалист, водитель автомашины и т.д.), то агенты вторичной социализации выполняют строго ограниченный набор ролевых функций.
Начальная социализация представлена областью приписываемых статусов, продолженная сфера — достигаемых.
Агенты первичной социализации — люди, оказывающие непосредственное влияние на человека и составляющие его ближайшее окружение (родители, родственники, соседи, друзья, ровесники, учителя, врачи и т. д.) Роли агентов первичной социализации универсальны, множественны, они нередко взаимозаменяемы, взаимозамещаемы. Например, родители по отношению к своему ребёнку занимают превосходящую позицию в сравнении с другими лицами из ближайшего окружения.
Агенты вторичной социализации — люди, имеющие опосредованное, кратковременное влияние на человека и не входящие в его ближайшее окружение. Реклама, средства массовой информации социологами рассматриваются в качестве институциональных агентов вторичной социализации.
Роли агентов вторичной социализации по отношению к индивиду профессиональны, специализированны, узки, не взаимозаменяемы. Так, бригадир не может заменить судью. Другой важной характеристикой агентов вторичной социализации является то, что они получают деньги за выполняемую ими роль.