БАЛЕТ
Балет (англ., исп. ballet) — 1) вид профессионального сценического искусства, содержание которого представлено в музыкально-танцевальных образах. 2) театральное представление в виде танцев и пантомимы под музыку. 3) артисты, занятые в таком представлении.
В переводе с итальянского, слово «балет» означает – «танцую». Данный термин распространяется как на многоактные спектакли, так и на одноактные миниатюры, отдельные танцевальные сцены, входящие в оперы.
Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец.
Как классический, так и современный балет, в т.ч. авангардные постановки, представляют собой особый музыкально-театральный жанр, в котором тесно переплелись несколько видов искусств – музыка, танец, живопись, драматическое и изобразительное искусство объединяются между собой, выстраивая слаженный спектакль, разворачивающийся перед публикой на театральной сцене.
Важную роль в балете играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего.
По жанру балет может быть комическим, героическим, фольклорным, джаз-балет, модерн-балет («Современный балет»).
В современном балете широко используются также элементы гимнастики и акробатики. Наряду с сюжетными произведениями, полноправное место в современном балете занимают безсюжетные постановки, представляющие музыкально-пластические образы.
Драматургия балета – история, которую «рассказывают» артисты балета с помощью пантомимы (особых жестов), а также используя пластику своих тел.
Часто в балете рассказывается какая-либо история, но сами танцующие не говорят ни единого слова. Они «показывают» историю с помощью пантомимы (особых жестов), а также используя пластику своих тел.
Последовательность создания балетного спектакля такова: сюжет излагается в сценарии или либретто; композитор создаёт музыку; балетмейстер воплощает сюжет и музыкальные образы в танцевальные и пантомические; сценограф создаёт декорации и костюмы.
Классический балет – основной вид балета, который основан на тщательной разработке различных групп движений, появившаяся в конце XVI в. в Италии и получившая своё дальнейшее развитие во Франции благодаря придворному балету. Он базируется на соблюдении определённых позиций ног, рук, корпуса и головы и точному следованию принципам выворотности ног, вертикальности тела и изоляции различных его частей, движения классического танца стремятся к геометрической ясности.
В Россию классический танец пришёл в первой половине XVIII в. Благодаря деятельности Жана-Батиста Ланде в Петербурге в 1738 г. открыта первая танцевальная школа в России.
В классическом балете музыка исполняется только оркестром, тщательно продумывается сценарий и великолепные костюмы. Движения стремятся к геометрической ясности, чему способствует принцип выворотности. В данном виде балета постановщики и артисты придерживаются строгих правил и традиций. Существуют стандартные позиции для рук, ног и кистей, а также специальные движения, которые обуславливают медленное и плавное перемещение актёров.
В искусстве XIX века складывается особый жанр симфонического балета, в котором танец и музыка являются равноправными составляющими сценического образа. К таким постановкам можно отнести балеты П.И. Чайковского «Спящая красавица» и «Лебединое озеро», И. Стравинского «Весна священная», «Петрушка», «Жар-птица», С. Прокофьева «Золушка».
Современный балет – жанр танца, который включает в себя элементы классического балета и танца модерн. В нём используется классическая балетная техника, а во многих случаях и классическая техника пуантов, но он допускает больший диапазон движений верхней части тела и не ограничивается строго определёнными линиями и формами тела, характерными для традиционного классического балета.
Многие из атрибутов современного балет происходят из идей и инноваций современного танца XX века, включая работу на полу и поворот ног. Стиль также содержит множество движений, подчеркивающих гибкость тела. Современный балетный танец, благодаря определённой свободе движения и танца, не стесненной многочисленными правилами, позволяет увлечься балетом даже в зрелом возрасте. Ведь танец в стиле модерн не требует отличной техники, в нем главное – природная пластика тела, позволяющая выполнять сложные движения. Шаги в современном балете не определяются заранее, возможна их импровизация. Иногда вместо того, чтобы представлять какую-либо историю, танцоры просто движутся в соответствии с мелодией, определённой темой или даже подчиняясь собственному настроению. Большое значение в современном балете имеют и сценические эффекты.
Современный балет в стиле модерн начал развиваться в США в начале XX в. Началось всё с появления новых, порой неожиданных элементов танца и кардинальной метаморфозы облика танцоров, когда прославленные балетмейстеры почувствовали зажатость, духоту в классике, когда им стало не хватать возможностей для демонстрации своего мастерства. Этот вид балета имеет серьёзные отличия от классического, начиная от костюмов артистов и заканчивая местом постановки спектакля.
Современный балет отказался от пачек и пуантов, пришедшие им на смену свободные, удлиненные одеяния балерин создают воздушный, утонченный образ. Многие танцоры начинают выходить на сцену и вовсе босиком. Развитие современного танца становится для известных балетмейстеров возможностью показать своё мастерство, ведь балетные традиции, сложившиеся за долгий период времени, практически не пополняются новыми элементами и не учитывают современных тенденций танцевального искусства. Реакцией на такой кризис и стало создание балетного стиля модерн.
Балет-модерн практически совсем отказался от классических позиций рук и ног, сложного выворота, характерного для классического балета, высоких прыжков и нарочитого удлинения рук и ног.
Русский балет – музыкально-танцевальный театральный жанр, появившийся в Московском государстве в XVII веке, получивший дальнейшее развитие в драматургии, музыке, танце и сценографии и ставший одним из наиболее популярных видов сценического искусства.
Балет формировался и совершенствовался в России почти 300 лет. Сегодня этот возвышенный творческий вид искусства является национальным достоянием не только русской, но и мировой культуры. Именно в России появились самые почитаемые в мире балетные труппы и театры, именитые танцоры, покорившие сердца десятков и даже сотен тысяч зрителей.
Датой создания русского балета некоторые историки этого искусства считают 4 мая 1738 г., когда французский танцмейстер Жан Батист Ланде открыл первую школу балетного танца — «Танцовальная Ея Императорского Величества школа». Однако, первые балетные группы появились ранее, ещё при Иване Грозном, правда, состояли они из заезжих иностранных танцоров.
В царствование Алексея Михайловича, 8 февраля 1673 года, в селе Коломенское для царской семьи и приближённых бояр впервые показано танцевальное действо «Балет об Орфее и Эвридике» в постановке немца Иоганна Грегори.
А в 1700-х годах, когда Пётр I начал заменять традиционные русские народные танцы балетом в рамках своей вестернизированной культурной революции, появились уже русские балетные труппы, состоящие, преимущественно, из крепостных артистов.
Императрица Анна Иоанновна останется в русской истории хотя бы потому, что практически учредила в России профессиональный балет — издав указ о создании той самой «Танцевальной Ея Величества Школы», открытой Жаном Батистом Ланде прямо в Зимнем дворце. В ней он начал обучать 12 русских девочек и мальчиков из семей дворцовых служащих. Впоследствии ученики Ланде помогали ему в преподавании искусства танца. Танцоры часто были выходцами из бедных семей, в т.ч. сироты, которых воспитывали, чтобы они стали артистами балета.
При покровительстве императорского дома из Франции и Италии были привезены иностранные таланты и учителя для преподавания в балетных школах, созданных в Санкт-Петербурге и Москве.
Обучаясь у иностранных танцмейстеров, русские девушки и мужчины привносили в танец национальную самобытность и выразительность. 1 августа 1759 года — в день тезоименитства императрицы Елизаветы Петровны и по случаю победы над прусскими войсками при Франкфурте — была торжественно поставлена балет-драма «Прибежище добродетели», имевшая небывалый успех.
Популярность балета возросла во время правления Екатерины Великой. Русские аристократы учились танцевать балет, и даже сын Екатерины Павел I танцевал балет на придворных мероприятиях, прежде чем стать императором. В 1783 году был создан Мариинский театр. Его танцевальный коллектив и по сей день остается одной из величайших балетных трупп мира. Мариинский театр принес русскому балету мировую славу, в нём работали многие знаковые фигуры русского балета.
Петербургский балет первой половины XIX века тесно связан с деятельностью французского балетмейстера Шарля Дидло. Получив управление труппой петербургского балета, он провёл ряд значительных реформ, повлиявших на технику танца, особое внимание в постановках уделили полётам. Также была пересмотрена и расширена деятельность кордебалета. Ученицами Дидло были Авдотья Истомина, воспетая Пушкиным, ранняя любовь Грибоедова — Екатерина Телешева, а также Мария Данилова и Вера Зубова. Благодаря их таланту и яркой актёрской игре балет, руководимый Дидло, занял одно из первых мест в Европе.
Знаковой фигурой петербургской школы балета второй половины XIX в. стал французский балетмейстер Мариус Иванович Петипа. Он прибыл в Петербург по приглашению петербургского Большого театра, так как видел потенциал в развитии балетной культуры именно здесь. За свою творческую жизнь Петипа поставил более 70 балетных постановок, 46 из них — в России. Главными в балете для Петипа являлись артистичность исполнения, грация и чувственность. Благодаря любви к своему делу, Петипа фактически создал классический русский балет путём синтеза гармонии музыки и хореографии. В период «эпохи Петипа» симфонический оркестр стал действующим лицом постановки, придавая спектаклю законченную эмоциональную окраску, объединяя хореографию и музыку в единое целое. Творческие союзы Петипа с П. Чайковским и А. Глазуновым подарили миру такие шедевры искусства как «Лебединое озеро» (1895), «Щелкунчик» (1892), «Спящая красавица» (1890), «Раймонда» (1898). Большая роль в становлении и прославлении школы классического русского балета также принадлежит талантливым мастерам исполнительской деятельности — Павлу Андреевичу Гердту и Екатерине Оттовне Вазем.
Продолжателем симфонизации балета стал балетмейстер Михаил Фокин. В своих работах он перешёл к одноактным балетам и единству художественного произведения. Он добивался углубления драматургии и исторической достоверности спектаклей благодаря сценографии, декорациям, гриму и костюмам актёров балета. Фокин считал, что костюмы в первую очередь должны соответствовать сюжету, а не быть только балетными костюмами. В его постановках не было вальсов, польки и финальных галопов, свойственных «старому» балету. Михаил Фокин поставил больше 70 спектаклей, в числе которых знаменитый балет «Петрушка», «Египетские ночи», «Виноградная лоза» и ставший классикой и символом XX века знаменитый номер Анны Павловой «Умирающий лебедь».
Ближе к началу ХХ века русский балет достигает своего расцвета: поскольку театр финансировался императорским двором, денег на его развитие как отдельного вида искусства не жалели. На контрасте, например, с той же Францией, где балет стали рассматривать скорее как «представление с участием хорошеньких женщин». Когда в 1908 году Сергей Дягилев, получив государственную субсидию, привёз в Париж «Русские сезоны Журнал о жизни, сыре и промежуточных состояниях – RoyalCheese.ru », на основе которого был создан Русский балет Дягилева, зрелищное представление вызвало не только фурор во всей Европе, но и породило моду на всё русское.. XX век считается действительно «золотым» для русского балета, который стал общепринятой мировой классикой и задал новые стандарты в этой сфере.
«Русский балет Дягилева» — собирательное название балетной антрепризы, основанной Сергеем Дягилевым. Объединение существовало больше 20 лет, прославило русское искусство во Франции, Великобритании, Монако и других странах Европы, определило на много лет направление развития европейской и мировой культуры. В разное время с «Русскими сезонами» сотрудничали почти все ключевые деятели искусства XX века — Пикассо, Стравинский, Прокофьев, Бакст, Бенуа, Кокто, Дебюсси, Матисс и другие. Хронологически историю «Русского балета» принято делить на вехи, связанные с именами солистов труппы (Нижинский — Мясин — Лифарь).
Великий Октябрь 1917 года поставил перед балетом новые, трудные задачи. Приходящий на балет зритель желал видеть на сцене прогрессивные спектакли и воплощения современных идей. Для русского классического балета настал момент упадка. Возродить и вывести балет на уровень мирового признания в столь тяжёлые для него годы помогли «Русские сезоны» Дягилева, а также работа знаменитой балерины и основоположника теории русского классического балета Агриппины Яковлевны Вагановой. Она целиком посвятила себя воспитанию талантливой молодёжи и созданию прогрессивной советской системы преподавания классического танца. Обладая обширными знаниями и опытом, блестящей техникой, Ваганова смогла научно обосновать последовательность всего учебного процесса. Строгое соблюдение и переходов от простого к сложному, от частного к общему — таков принцип поступательного развития художественного сознания и танцевальной техники учащегося. Свой педагогический опыт Ваганова систематизировала в теоретической работе «Основы классического танца» (1934). Ленинградское хореографическое училище, ныне Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, в конце 1920—1930-х годов выпустило таких знаменитых артистов балета, как Галина Уланова, Марина Семёнова, Вахтанг Чабукиани и других.
И даже с наступлением Великой Отечественной войны творческая жизнь Ленинграда не ослабевала. На сцене театра им. С.М. Кирова в июне 1941 года состоялись юбилейный вечер балерины Елены Люком и традиционный выпускной спектакль Хореографического училища, а также шли репетиции нового балета. Однако большая часть труппы театра эвакуирована из Ленинграда в августе 1941 года в Пермь. Оставшиеся артисты оказали большое влияние на патриотическое настроение граждан и подъём их морального духа. С начала войны большую часть актёрской жизни составляла военно-шефская работа: все артисты сформированы в бригады и давали концерты на фронте и в госпиталях.
После окончания войны вернулся в родной Ленинград Театр оперы и балета им. С.М. Кирова. В первые послевоенные и 50-е годы на афишах появляются новые имена исполнителей. Начала выступать М.М. Плисецкая, чей танец всегда полон экспрессии и патетики.
Русские звезды оставили значимый след в истории мирового балета. Сильная балетная школа, поддержка развития на государственном уровне, сотрудничество с зарубежными мировыми звездами балета позволили российским артистам создать свой собственный стиль и получить масштабную всемирную известность. Майя Плисецкая, Николай Цискаридзе, Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Галина Уланова, а также Вацлав Нижинский, Михаил Барышников — многие из этих имён вписаны золотыми буквами в историю мирового балета.