БУФФ
Буфф – 1) (итал. buffa — шутка; англ. buffo, comedy — театральный буфф) — совокупность шутовских приёмов, используемых в театральном искусстве. См. также Буф. 2) (англ. to buff – поглощать удар) рыцарский доспех XVI в. в виде латной защиты подбородка, состоявшей из нескольких пластин с пружинной защёлкой, как часть шлема.
В драматургии буфф означает введение в ткань пьесы элементов скоморошничества, шутовства, клоунады, паясничества. Например, «Мистерия-буфф» В.В. Маяковского.
Опера-буфф (итал. — шутовская опера; англ. comic opera) — комическая опера, соединяющая пение с разговорными диалогами. См. также Опера.
Для оперы-буфф характерно непрерывное музыкальное развитие в отличие от французской комической оперы или немецко-австрийского зингшпиля, в которых музыкальные номера чередуются разговорными диалогами.
Первой оперой-буфф стала «Служанка-госпожа», написанная итальянским композитором, скрипачом и органистом Джованни Баттиста Перголези (1710 – 1736 гг.) на либретто Дженнарио Федерико в 1733 г.
Упомянутая опера написана, чтобы служить в качестве интермеццо (короткое музыкальное представление в лёгком комедийном жанре, исполнявшееся между актами большой оперы двумя артистами, не занятыми в основном спектакле) для трёхактной оперы самого же Перголези «Гордый пленник».
Подобно пяти другим операм, которые Перголези сочинил за четыре года своей карьеры оперного композитора, «Гордый пленник» провалился, зато «Служанка-госпожа» обрела феноменальный успех. Две интермедии, из которых она состоит, могут исполняться – и так впоследствии и делалось – как одноактная комедия. Мелодии оперы простые и весёлые, сюжет незамысловатый: служанка Серпина изо всех сил старается соблазнить своего хозяина-аристократа, увальня Умберто, что ей в конце концов удаётся и она становится госпожой. Перипетии и характеры этой оперы, рождённые непосредственно комедией XVIII в., были очень реалистичны для того времени, а потому понятны и доходчивы. Так родилась музыкальная форма, получившая известность как опера-буфф.
Сад Буфф — прежнее название Измайловского сада в Санкт-Петербурге.
Театр «Буфф» в Москве — театр французского антрепренёра Шарля Омона в Москве, существовавший в начале XX в.
Располагался в здании, построенном по проекту архитектора Модеста Дурнова на углу нынешних Тверской улицы и Триумфальной площади. Изначально задумывалось, что вход в здание должен выглядеть как распахнутая пасть дракона, через которую зрители будут заходить внутрь. Но такая архитектура не понравилась московскому градоначальнику, поэтому пришлось от экстравагантной задумки отказаться.
За театром закрепилась неоднозначная слава. С одной стороны его считали «очагом разврата» не только из-за репертуара, но и из-за царивших внутри театральной труппы нравов. С другой – там всегда был аншлаг, представления шли ежедневно с 19.00 до 23.00, буфет и ресторан при театре работал до 4.00, до их закрытия актрисам и танцовщицам разъезжаться по домам было запрещено, как и отказывать посетителям, пожелавшим пригласить их на ужин.
Само здание театра манило к себе публику. Мрачное снаружи, оно вызывало восхищение великолепной внутренней отделкой. Зрителей при входе встречала «грандиозная лестница мраморной облицовки», ведущая из вестибюля в зал и фойе. Для выполнения тонких мраморных работ были приглашены итальянские резчики. Нарядные бронзовые люстры, изящные плафоны зрительного зала с оригинальными панно создавали особый праздничный фон. Зеркальные стены фойе с украшенными фресками карнизами, бронзовые украшения и массивные бра сделаны по специальным рисункам в Париже. Художественная отделка, роскошь во всём сразу привлекли сюда состоятельную публику. Цены на всё были предельно высокими. Газеты много писали о «храме шантана», воздвигнутом в центре Москвы, обязательно упоминали о переполненном зале, взахлеб повествовали о роскошном буфете с кабинетами.
В 1907 г. Шарль Омон уехал из России в Париж, где в итоге стал администратором Мулен Руж — самого известного кабаре в мире. После его бегства новым владельцем участка стало Московское городское кредитное общество, а сам театр на короткое время перешёл во владение шведской подданной Лидваль, родственнице знаменитого архитектора Фёдора Лидваля. При ней сначала тут открыли синематограф «Гомон», позднее переименованный в электротеатр «Буфф». В момент открытия он был крупнейшим по размерам (800 мест).
Затем это здание в афишах числилось за театром «Буфф» А.Э. Блюменталь-Тамарина, не пользовавшегося популярностью у зрителей. А с начала 1910-х гг. директором-распорядителем театра стал антрепренёр, владелец театров, ставивших в основном оперетты, Игнатий Сергеевич Зон, и сам театр переименовали в «Зон».
После революции, с 1918 г., в здании театра разместился Театр-студия художественно-просветительного союза рабочих организаций (Театр-студия ХПСРО), практиковавший теорию «синтетического театра».
В начале 1920-х гг. здание передано театру В.Э. Мейерхольда.
Здесь в течение 10 лет с триумфом шли знаменитые мейерхольдовские спектакли: «Мистерия-буфф» В.В. Маяковского, «Ревизор», «Горе от ума» и другие.
Именно здесь одновременно с Мастерской Мейерхольда, объединившейся с ещё одним тогдашним центром театральных экспериментов – Опытно-героическим театром Бориса Фердинандова – с осени 1922 г. размещалась мастерская, созданная основоположником нового советского кинематографа Львом Кулешовым.