БУФФОНАДА
Буффонада (итал. buffonata — шутка, паясничество; англ. buffoonery, slapstick comedy) — 1) сценическое представление, построенное на шутовских, комических ситуациях; приёмы актёрской игры. Применяются в театре, на эстраде, в цирке. 2) вид комической разговорной сценки. 3) окарикатуривание; нелепое грубое шутовство, действия, неуместные в имеющихся обстоятельствах и ситуации.
Традиции буффонады восходят к представлениям древнегреческих мимов и древнеримских ателлан, развиты в выступлениях средневековых бродячих артистов (в России — скоморохов и шутов), в спектаклях бродячих трупп итальянской комедии дель арте, арлекинадах, фарсах, представлениях европейских ярмарочных театров и балаганов XVIII—XIX вв.
Затем буффонада проникла в драматургию — Гоцци, Гольдони, Мольер, Бомарше, в оперу — опера-буфф, комическая опера.
Важной отличительной чертой буффонады стала насмешка над будничной жизнью простых людей, использование простых и забавных образов, которые вызывали смех и радость у публики. Буффонада стала площадью для творчества десятков комедиантов разных поколений, которые воспроизводили игры, пьесы и пародии.
В России элементы буффонады можно найти в драматургии Александра Сухово-Кобылина, Владимира Маяковского и других. Самыми яркими мастерами буффонады на русской сцене XIX—XX вв. являлись актёры Яков Шумский, Андрей Ожогин, Василий Живокини, Григорий Ярон, Владимир Хенкин.
Для буффонады свойственно подчёркивание внешних характерных признаков персонажа; контрастные преувеличения, быстрота разворачивающегося действия. Главным её элементом является экспрессия и мимическое искусство. Актёры, изображая различные персонажи, часто используют грим, маски и костюмы, чтобы увеличить эффект своих действий. Они создают смешные ситуации, в которых часто преувеличивают искажение и торжество обыденных недостатков жизни. Главными целями буффонады являются развлечение публики, передача определённых социальных посланий и критика социальных явлений и норм.
Сегодня буффонада все ещё остается популярным видом развлечения, часто используемым в цирке, театре, кино на эстраде. Она позволяет публике получить заряд позитивных эмоций.
Буффонное антре — цирковой жанр, представленный небольшой комической разговорной сценкой.
Такое антре строится на столкновении контрастных характеров клоунов, например, хитреца и плута Рыжего, чей прообраз – слуга Арлекино, и напыщенного Белого – исторически это образ господина, высокомерного, надменного; изначально его олицетворял Педролино, позже упрощённый и утрированный в ярмарочных представлениях до Пьеро.