Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

АВИАГОРИЗОНТ

Авиагоризонт — пилотно-навигационный прибор, измеряющий и показывающий углы крена и тангажа летательного аппарата, положение продольной и поперечной осей самолёта к горизонту.

Применяется при слепых полётах в плохую погоду и тёмной ночью.

Авиагоризонт является основным пилотажным прибором, с помощью которого лётчик ведёт пространственную ориентировку и управляет самолётом в условиях нулевой видимости.

Например, свой последний полёт Гагарин и Серёгин 27 марта 1968 г. выполняли на Миг-15 в сложных метеоусловиях. В числе 14 версий гибели лётчиков отмечено неудовлетворительное качество авиагоризонта АГИ-1, из-за которого пилоты потеряли пространственную ориентировку. В момент снижения с высоты 4 200 м самолёт перешёл в крутую спираль, и лётчики перестали понимать своё положение в пространстве. Вывести самолёт в облаках из крутой спирали, используя индикацию авиагоризонта АГИ-1, практически невозможно. На высоте 450–500 м, где находился нижний край облачности, самолёт выскочил под облака, лётчики мгновенно сориентировались, и стали выходить из пикирования, создав за 2–3 секунды перегрузку 10–11 единиц. Один Гагарин или один Серёгин такую перегрузку за такое время создать не могли. Только вместе, слаженно, спокойно без какой-либо паники, они стали выводить самолёт из пикирования. Им не хватило 150–180 м. К сожалению, не выдержал корпус самолёта. Верхняя его часть от перегрузки деформировалась, сжалась и пошла гофрами, отчего лопнул и рассыпался частично фонарь кабины, произошла разгерметизация, что и было зафиксировано прибором УВПД. Нижняя часть фюзеляжа от перегрузки растянулась и треснула, произошёл хлопок, соответственно лопнул основной топливный бак, топливо мгновенно отсосало из баков. Поэтому стоял запах керосина в воздухе, когда приехали спасатели, а самолёт при ударе об землю не загорелся.

Подтверждает данную версию и разлёт частей самолёта после удара о землю. Как известно, он представляет собой эллипс, в котором носовые части самолёта улетели строго вперёд по линии падения на 600–800м, а не ушли в землю. В воронке же находились двигатель и задняя часть самолёта. Самолётные часы и часы Гагарина зафиксировали 10 часов 31 минуту 05 секунд. Самолёт падал 55 секунд. Если произвести расчёты по высоте, скорости, изменению положения по курсу, вертикальной скорости снижения с высоты 4 200 м в крутой спирали, а не в штопоре (как предполагали некоторые специалисты), картина аварии восстанавливается полностью.

В США, где используются аналогичные приборы (авиагоризонты), до 50% аварий и катастроф в военной и гражданской авиации происходит по причине потери пространственной ориентировки в полёте и прежде всего из-за недостатков индикации авиагоризонта. Только в ВМС США, по их же данным, вследствие потери пространственной ориентировки гибнет около 30 летчиков в год. В гражданской авиации США ежегодный ущерб по данной причине — 1,5 млрд долларов.

Как считают специалисты, утрата пространственной ориентации стала причиной аварий гражданских самолётов Ту-154 под Иркутском в 2001 г., под Сочи на А-320 в 2006 г. По данной причине 30 июля 2006 года разбился бомбардировщик Су-24 под Калининградом, погибшие пилоты которого имели огромный опыт лётной работы. В 2002 году летчиков, опять-таки потерявших пространственную ориентировку на Су-24 под Псковом, обвинили в хулиганстве. Под Владивостоком в 2003 году после потери пространственной ориентировки на вертолёте Ка-27ПС лётчиком Александром Топыричевым, виновным в произошедшей катастрофе был признан и осуждён командир эскадрильи подполковник Михаил Путятин. 4 мая 2007 г. Боинг 737 в Камеруне «Кения Айруэйз»: «Пространственная дезориентация».

13 сентября 2008 г. – катастрофа В-737 в Перми. Заключение МАК: «Непосредственной причиной авиационного происшествия явилась потеря пространственной ориентировки экипажем, в первую очередь КВС, осуществлявшим активное пилотирование самолёта на заключительном этапе полёта, что привело к перевороту самолёта через левое крыло, его вводу в интенсивное снижение и столкновению с землей. Потеря пространственной ориентировки произошла при полёте ночью, в облаках, с отключёнными автопилотом и автоматом тяги.

19 декабря 2009 г. – авиапроисшествие под Воркутой Ми-171. Заключение МАК: «Непосредственной причиной а/п явилась потеря экипажем пространственной ориентировки после снижения вследствие отвлечения внимания от контроля за режимом полёта».

12 февраля 2009 г. – в Буффало Bombardier Dach Q400 при заходе на посадку потерпел катастрофу самолёт. Национальный совет по безопасности транспорта (National Transportation Safety Board, NTSB) США обнародовал окончательный отчёт о катастрофе самолёта под Буффало 12 февраля 2009 г. Согласно этому документу, главной причиной крушения лайнера стали действия командира экипажа, вследствие которых самолёт потерял скорость и ушёл в сваливание, после чего его так и не смогли выровнять.

2 августа 2010 г. – авиакатастрофа с самолётом Ан-24РВ (Игарка). Заключение МАК: «Причиной катастрофы самолёта АН-24РВ RA-46524 при выполнении захода на посадку в условиях, хуже метеорологических минимумов аэродрома, самолёта и КВС для захода на посадку по системе ОСП, явилось непринятие экипажем своевременного решения об уходе на второй круг и снижение самолёта ниже установленной минимально безопасной высоты (100 м) при отсутствии надёжного визуального контакта с огнями приближения и огнями ВПП, что привело к столкновению самолёта с деревьями и землей в управляемом полёте. При заходе на посадку в а/п Игарка, в сумерках, по системе ОСП с МК пос-117гр. произошло столкновение ВС с деревьями на удалении 477м от входного торца ВПП и правее оси ВПП 234 м».

Американская индикация авиагоризонта — название индикации авиаприбора, когда на экране вверху прибора обозначена земля (а должно быть небо), а внизу — небо (а должна быть земля), что является весьма существенным недостатком.

Конструкция авиагоризонта, в частности АГИ-1, разработана в США, откуда и её название среди российских лётчиков. Данная система индикации используется в военной и гражданской авиации РФ.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть