ВАГОН МЕТРОПОЛИТЕНА
Вагоны метрополитена — подвижной состав, предназначенный для эксплуатации на линиях метрополитена.
Синоним: метровагон.
К данному типу относятся пассажирские вагоны, в том числе работающие в моторвагонных составах, специальные вагоны технического назначения и тяговый подвижной состав с собственным источником энергии (например, двигатель внутреннего сгорания), для транспортировки хозяйственных грузов.
Существуют вагоны с реостатно-контакторной системой управления (РКСУ), тиристорно-импульсной системой управления (ТИСУ), транзисторно-импульсной системой управления (ТрСУ), асинхронным тяговым приводом (электродвигателем) и импульсными преобразователями.
Самый первый вагон Московского метротипа А (1934-1937 гг.) и Ам (1959-1961 гг.). Был двух подтипов — моторный и прицепной. Первая такая пара была изготовлена в 1934 г. (№1 и №1001). Строились они на Мытищенском вагоностроительном заводе вплоть до 1937 г., когда были сняты с производства. Было изготовлено 111 вагонов (из них 55 моторных).
15 марта 1935 г. пущена первая очередь Мосметро, и эти вагоны вступили в строй. Вагоны постоянно совершенствовали: появились новые тормоза, новые электросистемы, усиленные тележки, менялось остекление, внутреннее убранство.
Современные модели метровагонов серии «Москва» кардинально отличаются от своих предшественников. Ширина дверей увеличилась с 1,4 до 1,6 м, а это значит, что посадка в поезд стала удобнее: входящие в вагон и выходящие из него люди не мешают друг другу. Во-вторых, ширина межвагонных переходов увеличилась до 1,6 м. Здесь могут свободно разойтись два человека, идущие навстречу друг другу. Двери в вагонах новой модификации почти полностью стеклянные, это визуально увеличивает объём салона. Тип дверей тоже изменился: вместо прислонно-сдвижных вагоны теперь оборудованы сдвижными наружными дверями с электроприводом. Каждая дверь оборудована индивидуальной системой противозажатия пассажиров и багажа. В новых вагонах «Москва-2020» появились стеклянные защитные экраны, которые отделяют сидящих пассажиров от тех, кто едет стоя. Экраны изготовлены из стекла, они не только прочные, но и красивые: симпатичный геометрический рисунок на них концептуально сочетается с общей дизайн-концепцией вагона.
Инженеры также увеличили и общее количество поручней. Теперь найти опору можно в любой точке вагона. Тёплое покрытие нанесено на всю поверхность поручней, в отличие от предыдущих версий. Сидения в вагоне мягкие, для их обивки использован новый текстиль с символикой метро. В вагонах также имеются разъёмы для зарядки гаджетов — 368 USB-портов на все восемь вагонов, это 46 — на один вагон. Для освещения вагона инженеры использовали светодиодные линии и консольные светильники. Переключение между холодным и теплым светом происходит в зависимости от времени суток. В дверных полотнах установлены четырехцветные светодиодные линейки, которые предупреждают пассажиров об открытии и закрытии дверей.
Светодиодная подсветка под сиденьями и над окнами совпадает по цвету с цветом линии на схеме метро. Это поможет гостям города лучше ориентироваться в подземке: даже не глядя на схему сразу будет понятно, на какой линии находишься.
См. Вагон