Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОДСКИЙ МОСТ

Великий новгородский мост — наплавной мост через реку Волхов, который пролегал между Новгородским детинцем (кремлём) и районом Ярославова Дворища.

Великий Новгородский мост нередко становился местом стычек и распрей между сторонниками боярства и ремесленным населением города.

Великий мост являлся важным публичным пространством древнего Новгорода, начиная с X в. Он одновременно был и местом торговли, и точкой сбора общественных собраний, и даже местом казней. Точное время строительства первого Новгородского моста неизвестно, но сам «Великий» мост упоминается уже в Софийском временнике, в той части, где речь идёт о крещении Новгорода в 989 г. Есть упоминание об этом мосте в «Четьи Минеи» («Житиях святых»), сборнике жизнеописаний и деяний православных святых, составленном святителем Димитрием Ростовским в 1684—1705 гг. Существование древнего моста, соединявшего Софийскую и Торговую стороны Новгорода уже в X в., подтверждено результатами подводных археологических работ, завершённых в 2018 г. Проведённые исследования опор моста, найденных в волховской акватории, показали, что деревья, из которых те были изготовлены, закончили свой рост в период от 932 до 946 г. Таким образом, первый Великий Новгородский мост сооружён как сложная и дорогостоящая инженерная конструкция с пролётами длиной не менее 17 м. А длина пролётов второго Великого Новгородского моста, сооружённом на этом же месте в XII в. и простоявшем до XIV в. была в два раза короче. Основой моста послужили ряжи или, по древнерусской терминологии, «городни» – пятиугольные деревянные срубы в форме лодки, которые опускались на дно реки и затем засыпались камнями – забутовывались.

Деревянным Великий мост был несколько веков, конечно, подвергаясь несколько раз полному восстановлению после серьёзных разрушений, чаще всего из-за сильного ледохода. К началу XVII в. его основание, пять опор и своды-перекрытия, впервые сложили из камня. От Пречистенской башни к реке вела каменная отмостка, в пролётах располагались торговые лавки. Остальную часть конструкции моста оставили деревянной.

О замене Великого моста через Волох впервые заговорили в начале XIX в., когда в 1824 г. в связи с резко возросшим транспортным потоком через город, после того как шоссе Москва – Санкт-Петербург достигло Новгорода. По проекту генерал-майора Казимира Яковлевича Рейхеля (1797 – 1870 гг.), инженера путей сообщения, мостостроителя, управляющего первой в России мостовой организации, выстроен на том же месте новый мост на десяти каменных опорах с деревянными арочными пролётами между ними. При строительстве применена новая для России технология сооружения каменных опор. В дно реки на месте будущей опоры вбивалось деревянные сваи, которые после возведения моста спиливались, но пока шло строительство, создавали ему прочную основу. Далее над предполагаемой опорой собирался деревянный понтон, высота которого несколько превышала уровень воды в реке. Внутри ряд за рядом выкладывался каменный устой, пока понтон под собственной тяжестью не опускался на дно реки, встав в итоге на подготовленную деревянную основу из свай. После этого стенки понтона убирались, а его днище, придавленное огромной тяжестью каменной кладки, становилось основанием опоры.

Второй пролёт у правого берега был снабжён разводным механизмом, в конструкцию которого входили зубчатые колёса, валы, цепи, балласт и два опускающихся и поднимающихся щита. Данный механизм позволял проплывать под мостом мачтовым судам. Разводились щиты за 10 минут при помощи четырёх человек, приводивших разводной механизм в движение. Но этот мост простоял недолго, (около 70 лет), так как деревянные конструкции из-за больших нагрузок быстро разрушались, их приходилось часто менять, а потом начали разрушаться и каменные опоры.

К концу XIX в. решено кардинально перестроить мост согласно проекту известного российского мостостроителя, инженера путей сообщения Григория Никифоровича Соловьёва (1865—1916 гг.) Перед началом строительства в ноябре 1898 г. рядом со старым мостом выстроен временный деревянный, по которому во время строительства нового моста и с берега на берег перемещались пешеходы, экипажи и грузовой транспорт. Через четыре года после начала строительства новый «Великий» был открыт. Он выглядел как пятипролётный железный мост с высокими фермами, напоминающими по форме висячие мосты, держащийся на семи отремонтированных опорах своего предшественника. Разводная часть находилась в том же месте, где и раньше. Она была заменена лишь в советский период, когда в 1927-1931 гг. проходила плановая реконструкция моста Г.Н. Соловьёва. Именно тогда разводная часть механизма вместо подъёмной стала поворотной: третья арка разворачивалась по течению реки и обратно, позволив демонтировать правую опору и значительно расширив проход для судов. Одновременно с установкой разводного механизма оставшиеся на левом берегу деревянные пролёты также были заменены на металлические фермы.

В августе 1941-го года, разводной механизм был подорван советскими войсками во время отступления, что позволило частям Красной Армии закрепиться в 4 км к востоку на рубеже Малого Волховца. Захватившие город немцы соорудили на месте разрушенной фермы деревянный настил, соединивший основную часть моста с правым берегом. Пока Новгород был оккупирован фашистами, мост непрерывно простреливался снайперами и артиллерией, но все равно функционировал.

20 января 1944 г. – покидая ночью Новгород под натиском Волховского фронта, фашисты взорвали мост полностью. Его остатки были окончательно разобраны спустя шесть лет, для переправы через Волхов сразу после освобождения города наведён новый понтонный мост, расположившийся в другом месте. Так «Великий мост» на 40 лет исчез из жизни города.

В 1988 г. – на месте старого «Великого» моста построен новый пешеходный. Строительные работы по возведению моста производились «Мостоотрядом №75» Ленинградского отделения Института Гипростроймост. Акт о его приёмке подписали 31 декабря 1987 г. Жители Новгорода между собой зовут его «Горбатым» из-за особенностей конструкции. Он представляет собой трёхпролётный балочный мост с криволинейными арочными очертаниями нижнего пояса.

В 2009 г. – рамках подготовки города к 1150-летнему юбилею на мосту проведены самые масштабные с момента его постройки ремонтные работы по укреплению опор, очистке конструкций моста, починке ограждений и мостового полотна, обновлению гранитной облицовки на устоях.

В 2022 г. – на мосту выполнены работы по организации архитектурно-художественной подсветки: заменены светильники на опорах, добавлено освещение тротуаров набережных под мостом, возвращена согласно первоначальному проекту 80-х подсветка, встроенная в перила. По низу арки моста в повседневном режиме предусмотрено тёплое белое освещение, а в праздничном режиме возможна цветная подсветка.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть