Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

ВЕЛОСИПЕД

Велосипед (фр. vélocipède = лат. vēlōx – быстрый + pes – нога; англ. bicycle) — двухколёсное транспортное средство (для детей — трёхколесное), приводимое в движение ножными педалями через цепную передачу.

Синонимы: велик, байк.

Идею создания велосипеда долгое время приписывали Леонардо да Винчи, который набросал в 1493 г. в виде эскиза нечто похожее на это средство передвижения.

15 сентября 1801 г. – на Нижнетагильском заводе сконструирован первый велосипед – железный, с педальным приводом на переднее колесо. Автор – механик Ефим Артамонов, крепостной сибирский кузнец Пожвинского завода. Конструкция самоката оказалась настолько прочной, что мастер смог совершить на нём путешествие со скоростью 10 км/ч из уральского Верхотурья в Петербург на коронацию Александра I. Изобретение так удивило всех присутствующих и царя, что за создание велосипеда Артамонову со всем его потомством дарована свобода от крепостной зависимости.

Ныне велосипед Артамонова хранится в Нижнетагильском краеведческом музее, а его точная копия – в Политехническом музее в Москве. В Пермском областном краеведческом музее тоже есть велосипед, сделанный в Артамоновских мастерских. Велосипед тот деревянный, колеса приводились в движение тягой на веревках. Никаких шин на колесах не было, и поэтому велосипеды долгое время называли «костотрясы».

На Западе первый велосипед запатентовал в 1817 г. немецкий изобретатель барон Карл Дрез (1785 — 1851 гг.) из Карлсруэ. Изобретение представляло собой деревянный самокат с поднятой высокой над землёй рамой, к переднему и заднему концу которой крепилось по одному колесу; над передним колесом располагалось «рулевое управление», позволявшее поворачивать колесо влево и вправо, а по середине рамы находилось сиденье. Внешне велосипед Дреза напоминал велосипед без педалей, и развивал скорость более 10 км/ч. В движение первый велосипед, названный «машинкой для бега» или «беговел», приводился при помощи отталкивания ногами сидящего на сиденье человека. Со стороны казалось, что «велисипедист» бежит, но он мог бежать, не уставая, очень быстро и долго. Дрез даже взялся сам доказать, насколько эффективно его изобретение. Он преодолел на запатентованном им транспортном средстве 13 км менее чем за час, что для того времени было неслыханно быстро, по сравнению с пешим ходом. Сам создатель назвал его «машиной для бега», а в Европе он стал известен как «дрезина». Большой успех новинка имела в Британии, где получила прозвище «денди-хорз». Первые велосипеды были сделаны из дерева.

Изобретение быстро стало популярным в Германии, Англии и Франции. Британцы даже придумали «беговелу» хлёсткое название — Dandy Horse («денди-хорз»), что в переводе обозначает «лошадь для денди». Появились даже варианты с двумя сиденьями, благодаря которым денди могли прокатить с ветерком юных леди, но широкого распространения они не получили.

В 1839 г. шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан создал модель с педалями, толкавшими заднее колесо. Но эти педали нужно было не вращать, а по очереди нажимать, что было весьма неудобно при движении.

В 1860-х гг. семья парижских каретостроителей Мишо разработала свою модель велосипеда, в которой использован новый приводной механизм. Ранее, в 1853 г., Пьер Мишо оформил патент на педальный тип привода колеса спереди с шатунами, расположенными на колёсной оси. Тогда же появились тормоз и седло с пружинами. Модели нового транспортного средства, представленного семейством Мишо, в народе называли на английский манер «костотрясы» (англ. bone shakers). Педали и руль на них были размещены на увеличенном переднем колесе, сделанном из дерева, оббитом железными шинами и установленном на тяжёлой стальной раме.

В 1845 г. англичанин Роберт Уильям Томпсон запатентовал надувную шину, но она оказалась технологически несовершенной.

В 1862 г. француз Пьер Лалман, 19-летний мастер по изготовлению детских колясок из Нанси, увидел «денди-хорз» и придумал оснастить его педалями на переднем колесе. Лалман ничего не знал о велосипеде Макмиллана, и на его машине педали нужно было крутить, а не толкать.

В 1863 г. Пьер Лалман перебрался в Париж, где смастерил первый велосипед, напоминающий современные модели.

 В 1869 г. началось серийное производство педальных велосипедов. Его наладили французские промышленники братья Оливье. В основу концепции легли идеи семьи Мишо и Пьера Лалмана. В этом же году британский изобретатель Эдуард Альфред Каупер представил колесо со спицами и резиновой шиной. И с этого же времени данное транспортное средство официально стало называться vélocipède.

В 1872 г. немец Фридрих Фишер по патенту Жюля Сюрирейема начал производство стальных шарикоподшипников.

В 1876 г. англичане Харрисон и Броувет получили патент на суппортные тормоза. Их соотечественники Филлот и Скотт в 1878 г. изобрели планетарный механизм для переключения скоростей, а Генри Джон Лоусон — цепную передачу. Так появились бисиклеты (bicyclette).

В 1884-1886 гг. – Томас Свиненс первым совершил кругосветное путешествие на велосипеде. В общей сложности он проехал на своем пенни-фартинг около 13 500 км.

К концу XIX в. стремление инженеров сделать велосипед быстрым привело к появлению концепции с гигантским передним колесом и крохотным задним, за что транспортное средство получило название «пенни-фартинг», в честь английских монет. Они выпускались в различных конструкциях – двухколёсные и трёхколёсные. Однако продержались «пенни-фартинг» недолго, оказавшись неудобными и небезопасными. Но сейчас такие модели велосипедов ещё можно увидеть на арене цирка или различных карнавальных шествиях.

Новейшая история велосипеда начинается с 1885 г., когда 30-летний британец Джон Кемп Старли изобрёл цепную передачу. Основанная им Rover Company поставляла двухколёсную продукцию всему миру, а в начале XX в. освоила производство автомобилей.

В 1888 г. шотландец Джон Бойд Данлоп изобрёл надувные шины из каучука. Они были технически совершеннее, чем запатентованные в 1845 г. Томпсоном, и получили широкое распространение.

В 1898 г. изобретены педальные тормоза и механизм свободного хода, позволявший не вращать педали, когда велосипед катится сам. В те же годы изобрели и ручные тормоза, но широкое применение они нашли не сразу.

Первые модели с подвеской сзади и спереди появились в 1915 г., а в 1933 г. американец Игнац Швин и его компаньон Адольф Арнольд создали круизер.

В 1911-1913 гг. кругосветное путешествие на велосипеде «Грицнер» совершил россиянин Онисим Петрович Панкратов. За время путешествия Онисиму пришлось поменять 11 цепей, 2 руля, 53 покрышки, 750 спиц.

В 1974 г. появились первые титановые велосипеды, в 1975-м — углепластиковые.

В 1977 г. создан первый горный велосипед.

В 1990 г. горные велосипеды официально признаны Международным союзом велосипедистов (UCI).

В настоящее время промышленностью освоено производство разнообразных видов велосипедов. Среди них самыми распространёнными являются:

Горный велосипед (англ. mountain-bike) – велосипед, предназначенный для езды по любой местности от асфальтового городского покрытия до каменистых горных дорог.

Синоним: Маунтинбайк.

Имеет характерные внешние особенности – массивная прочная рама, колёса с широкими покрышками и зубастым протектором, амортизационная вилка, большое количество передач, тормоза ободные или дисковые.

Отличается повышенной проходимостью, с лёгкостью преодолевает даже такие сложные поверхности как рыхлый песок, снег, грязь.

Состязания на горном велосипеде – один из самых молодых олимпийских видов спорта. Ещё в конце XIX в. горный велосипед стал повальным увлечением жителей всего земли, что и сыграло решающую роль в получении велосипедом олимпийского статуса.

Горный велосипед впервые появился на Олимпиаде в Атланте в 1996 г. С этой даты отсчитывается история покорения холмов на велосипеде.

Шоссейный велосипед (англ. roadbike) – спортивный велосипед, предназначенный для участия в шоссейных велогонках.

Синоним: Гоночный велосипед.

Отличительные особенности: лёгкий вес, узкие покрышки (слики).

Трековый велосипед (англ. track bicycle) – спортивный велосипед, самый лёгкий из всех видов, предназначен для гонок на треке.

У него отсутствует трансмиссия и тормоза, колесо связано с педалями, поэтому свободного хода нет. Крутятся педали — крутится и колесо.

Городской велосипед (англ. citybike) – велосипед, предназначенный для повседневного пользования.

Оснащён багажником или корзинкой, имеет передние и задние крылья, обязательно наличие защиты цепи, широкое седло, одна скорость или планетарная втулка, ригидная вилка, вертикальная или почти вертикальная посадка, подножка. Этот вид велосипеда оптимален для коротких поездок по городу в любую погоду и в любой одежде, для него характерна неприхотливость в обслуживании.

Моноцикл (греч. μόνος — один, лат. cyclus от др.-греч. κύκλος — окружность, колесо) — одноколёсный велосипед.

Конструкция представляет собой раму с седлом и педальный прямой привод, может быть оснащён двухскоростной втулкой. Одноколёсный велоспорт профессионально практикуется в цирках, уличными артистами, на фестивалях и в качестве хобби.

Велосипедист — тот, кто едет на велосипеде, а также спортсмен, занимающийся велосипедным спортом.

В Международном союзе велосипедистов (UCI; основан в 1900 г.) состоит 152 страны – на 1991 г.

Тандем – спортивный велосипед для двух велосипедистов.

3 июня – Всемирный день велосипеда (англ. World Bicycle Day). Подтверждая уникальность, давнюю историю и многофункциональность велосипеда, который используется уже два столетия и является простым, недорогим, надёжным, экологически чистым и приемлемым видом транспорта, использование которого способствует бережному отношению к окружающей среде и поддержанию здоровья, Генеральная Ассамблея ООН постановила объявить 3 июня Всемирным днём велосипеда.

 В 2018 г. на Генеральной Ассамблее ООН принята резолюция об учреждении нового праздника. Соавторами документа стали 56 государств, а инициатором – социолог Лешек Сибильский.

Велосипедный – относящийся к велосипеду; имеющий свойства велисипеда.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть