Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

ВЕРТОЛЁТ

Вертолёт — летательный аппарат, который вертикально поднимается и садится, а также передвигается в воздухе благодаря горизонтальному несущему винту.

Синонимы: геликоптер, вертушка, автожир.

Вертолёты используются для пассажирских и грузовых перевозок, а также специальных целей (медицинское обслуживание, борьба с вредителями сельхозкультур, тушение пожаров и т.д.). В вооружённых силах применяются для переброски воздушных десантов, войск и грузов, разведки, выполнения других боевых задач.

Различаются вертолёты одновинтовые с рулевым (хвостовым) винтом, а также двух- или многовинтовые.

Скорость полёта современного вертолёта достигает до 350 км/ч; грузоподъёмность до 40 т. Большинство гражданских вертолётов летают со скоростью от 100 до 250 км/ч, в то время как военные могут делать это намного быстрее – более 350 км/ч.

До 1986 г. самым быстрым вертолётом в мире считался британский усовершенствованный «Линкс». Ему удалось достичь скорости 400,9 км /час. Современные вертолёты гибридного типа уже могут летать быстрее. В 2013 г. мировой рекорд по скорости горизонтального полёта среди вертолётов такого типа установил экспериментальный гибрид Eurocopter X3, производимый франко-немецкой компанией «Eurocopter», входящей в корпорацию «EADS». Во время испытательного полёта ему удалось развить скорость в 232 узла (около 430 км/час). Правда, аппарат X2, разработанный американской компанией Sikorsky, сумел достичь скорости в 250 узлов (463 км/час) узлов, а экспериментальному Bell Boeing V-22 Osprey развить скорость до 508 км/ч, но следует учесть, что обе эти модели американских вертолётов конструктивно ближе к самолётам, чем к геликоптерам. V-22 Osprey это, по сути, уже не вертолёт, а конвертоплан, то есть летательный аппарат, сочетающий в себе сильные стороны самолёта и вертолёта.

В настоящее время военную службу в различных армиях мира несут менее стремительные вертолёты. Не первое десятилетие первое место в рейтинге самых быстрых боевых вертолётов занимает американский AH-64D Apache с максимально допустимой скоростью в 365 км/час. Это основной ударный вертолёт армии США с 80-х годов прошлого века. Его запустили в серию в 1984 г., далее вертолёт претерпел несколько модификаций, самая последняя и самая совершенная из них — АН 64D Apache Longbow. Крейсерская скорость составляет 265−270 км/час.

На втором месте по скорости российский многоцелевой ударный вертолёт Ка-52 «Аллигатор» с максимальной допустимой скоростью в 350 км/ч (производитель на официальном сайте указывает 300 км/ч). Вертолёт с соосным расположением несущих винтов является дальнейшей модернизацией Ка-50 «Чёрная акула». Первый полёт совершил в 1997 г., серийно производится с 2008 г. Выпускается в вариантах сухопутного и корабельного базирования. Крейсерская скорость составляет 260 км/час. Это единственный в мире вертолёт, управляемый одним пилотом. Позднее был разработан летательный аппарат Ка-52, который предназначен для двух пилотов. Но первая модель до сих пор стоит на вооружении российской армии.

На третьем месте по скоростным данным тоже российский транспортно-боевой вертолёт Ми-35М с максимальной скоростью в 310 км/час. Является модификацией вертолета Ми-24, предназначенного для уничтожения бронетанкового вооружения и техники, десантирования и огневой поддержки подразделений сухопутных войск. Может перевозить до восьми десантников или четырёх раненых на носилках. Крейсерская скорость – 240-260 км/час.

В январе 2023 г. российская вертолётостроительная корпорация «Вертолёты России» создала машину, которая по своим лётным и скоростным характеристикам превосходит имеющиеся и перспективные западные аналоги. Лётные испытания показали, что новый вертолёт может развивать скорость до 450 км/ч. Пока машина не имеет названия или иных боевых индексов. Для её обозначения пользуются термином «летающая лаборатория».

Самым быстрым гражданским транспортным вертолётом в мире на данный момент считается американский AW609, созданный и выпускаемый компанией AgustaWestland (ранее Bell / Agusta). Собственно, это тоже уже не вертолёт, а конвертоплан – гибрид самолёта с вертолётом. От самолёта у него крылья, на каждом из которых расположено по одному несущему наклонному винту, которые при старте и приземлении направлены вертикально, как у вертолёта. В то же время, при подъёме аппарат изменяет своё направление и превращается в обычный двухмоторный самолёт, быстро набирающий скорость.

Поэтому если и говорить какой гражданский вертолёт считается самым быстрым в мире на данный момент (конец 2023 г.), то этот список возглавит Airbus helicopters h160, производимый франко-немецкой компанией Airbus Helicopters. Его грузоподъёмность, дальность полета и эффективность делают этот вертолет идеальным для широкого спектра применения в различных отраслях, включая нефтегазовую отрасль, государственные услуги, воздушную медицинскую и береговую охрану, наряду с коммерческим транспортом, частной и деловой авиацией. С крейсерской скоростью 290 км/ч, H160 может перевозить 12 пассажиров на расстояния до 222 км для нефтегазовых миссий и до 830 км с 20-минутным резервом для коммерческих полётов или других спец. операций.

На сегодняшний день Россия является третьим в мире производителем вертолётов.

История вертолётостроения начинается из глубины веков.

В IV в. нэ в китайской книге «Пао Фу То» рассказывается об умельце, который смастерил деревянный аппарат с винтом на вертикальном валу, приводимый в движение ремнями.

Далее по линии времени идёт всем известный эскиз аппарата гениального Леонардо да Винчи, который датируется примерно 1480 г.

В 1754 г. Михаил Васильевич Ломоносов предложил оригинальную конструкцию устройства для запуска метеозондов в атмосферу, поразительно напоминавшую вертолёт.

13 ноября 1907 г. – во Франции винтокрылая машина совершила свой первый полёт с человеком на борту. Хотя аппарат, построенный Полем Корню, не годился для какого бы то ни было практического использования, именно с момента его старта начат отсчет развития вертолетостроения.

В 1911 г. Борис Николаевич Юрьев на основе своих изысканий сконструировал аппарат, концептуально почти не отличающийся от современных машин: один винт – несущий – сверху на корпусе, второй винт – стабилизирующий – на длинном хвосте аппарата.

1912 гг. – впервые запущен вертолёт одновинтовой схемы, автор Б.Н. Юрьев.

8 февраля 1929 г. – советский авиаконструктор Николай Ильич Камов назвал изобретённый им летательный аппарат новым словом «вертолёт». В этот день слово «вертолёт» впервые появилось в русском языке.

В 1930 г. – создан в ЦАГИ первый отечественный вертолёт 1-ЭА. В дальнейшем в 1930-х гг. одним из центров вертолётных технологий стал ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт), где создано несколько оригинальных моделей.

Разработки шли и в Германии, и в Бельгии, и во Франции, и в США.

Первым ценным с точки зрения практики стал вертолёт нашего соотечественника Игоря Ивановича Сикорского, уехавшего в США после революции. До этого в России И.И. Сикорский занимался самолётами, но всемирную славу и известность ему принесли именно винтокрылые машины.

Вертолет, построенный в 1942 г. на базе родоначальника марки VS300 R-4, стал первым вертолётом, принятым на вооружение армией и участвовавшим в боевых операциях Второй мировой войны.

В общем вертолётном ряду выделяются машины, построенные Николаем Ильичом Камовым. Его довоенные разработки велись в общем русле работ по вертолётам. В 1944 г. Камов представил первый лётный образец вертолёта с соосной схемой, когда два винта, располагающиеся на общей оси, вращаются навстречу друг другу. Соосная схема открывала для вертолетов огромные перспективы в плане маневренности и управления. До сих пор боевые и гражданские вертолеты марки «Камов» не имеют в мире аналогов.

1948 г. – начато серийное производство первого отечественного вертолёта Ми-1, разработанного в ОКБ Михаила Леонтьевича Миля.

14 апреля 1953 г. состоялся первый полёт военного вертолёта Ка-15 – первого серийного вертолета ОКБ Н.И. Камова

В 1961 г. Ми-6 стал первой в мире машиной, преодолевшей скорость 300 километров в час, считавшуюся в то время предельной для вертолётов. Вертолёт Ми-6 весом до 42,5 тонны мог перевозить до 12 тонн груза. Всего Ми-6 установлено 16 мировых рекордов. Эксплуатировался вплоть до 2004 г.

15 июня 1960 г. поднялся в воздух «Летающий кран» Ми-10. Широко использовался как в военных, так и в гражданских целях (модификация Ми-10К).

6 августа 1969 г. самый большой вертолёт в мире Ми-12 поднял груз 44 205 килограммов на высоту 2255 метров, установив мировой рекорд грузоподъёмности для вертолётов, который не побит до сих пор. Создавался для переброски неразборных баллистических ракет.

19 сентября 1969 г. – совершил первый полёт ударный вертолёт Ми-24, на основе которого создана модификация Ми-35, которая сегодня является одним из самых продаваемых российских вертолётов.

В легендарном ОКБ им. М.Л. Миля созданы ударный вертолёт Ми-28, лёгкий Ми-34, тяжелый вертолёт Ми-26, средний вертолёт Ми-38, другие уникальные машины.

24 декабря 1973 г. – совершён первый полёт опытного образца вертолета, получившего обозначение Ка-252.

14 апреля 1981 г. – вертолёт, получивший обозначение Ка-27, принят на вооружение после завершения испытаний.

17 июня 1982 г. – лётчик-испытатель Николай Павлович Бездетнов поднял в воздух первый лётный экземпляр вертолета проекта В-80, который теперь все знают под маркировкой Ка-50 «Чёрная акула».

28 августа 1995 г. – принят на вооружение первый в мире боевой одноместный вертолёт Ка-50 «Чёрная акула».

Ныне наиболее популярным из российских гражданских вертолётов на 2023 г. считаются «Ансат» и его модификации, разработанный и производимый «Казанским вертолётным заводом» (КВЗ). Эта машина с взлётной массой до 3,6 тонн серийно выпускается в гражданской и медицинской версиях. Максимально допустимая скорость: 275 км/ч, крейсерская скорость: 250 км/ч, практическая дальность полёта: 505 км (645 км с дополнительным баком). Всего по данным сайта Росавиации, в России зарегистрировано 75 таких машин. Но главное, что делает «Ансат» перспективной машиной в нише деловой и корпоративной авиации – это возможность заказать его в VIP-комплектации под престижной маркой Aurus. Салон Aurus разрабатывался специалистами холдинга «Вертолёты России» в коллаборации с Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ), создавшими в своё время линейку автомобилей под брендом Aurus.

Ми-171А2 — гражданский̆ вертолёт, производимый холдингом «Вертолёты России». Используется как универсальный̆ транспорт для спасательных операций, тушения пожаров и других задач. Разработан на базе Ми-171А. Машина имеет усовершенствованную силовую установку и трансмиссию, более совершенный двигатель 2×ГТД Климов ВК-2500ПС-03, новую несущую систему, модернизированный комплекс БРЭО, улучшенные лётно-технические и эксплуатационные характеристики, новую систему эксплуатации и обслуживания. Его максимальная скорость увеличилась до 280 км/ч, но динамический потолок остался прежним. Отличается уменьшенной стоимостью обслуживания, перевозит на внешней подвеске грузы до 5 т, способен выполнять полёты при температуре окружающего воздуха от −50 °C до +50 °C и полёты при большей допустимой скорости бокового ветра. Дальность полёта с основными топливными баками увеличена до 800 км.

Также большой популярностью пользуется транспортный вертолёт Ми-38, разработанный Московским вертолетным заводом им. М.Л. Миля и выпускаемый Казанским вертолётным заводом как в военной, так и в гражданской версиях. В декабре 2015 г. Росавиация выдала сертификат соответствия Ми-38 требованиям авиационных норм. Разработано несколько вариантов Ми-38, включая военный вспомогательный и специальный, пассажирский на 32 пассажира, специализированный грузовой (с возможностью перевозки грузов на внешней тросовой подвеске), санитарный и вариант для воздушного наблюдения. Базовая модель вертолёта имеет следующие технические характеристики: крейсерская скорость - 260—280 км/ч; максимальная скорость - 300 км/ч; перегоночная дальность - 1350 км, практическая дальность - 820 км; максимальный подъём на высоту 8620 м без груза; максимальный подъём на высоту 7895 м с грузом 1 т, максимальный подъём на высоту 7020 м с грузом 2 т.

Вертолётный — относящийся к вертолёту.

Вертолётоносец — морской десантный корабль, оборудованный как вертодром, предназначенный для высадки морских десантов и борьбы с подводными лодками.

Противолодочный вертолётоносец в 1990 г. способен нести порядка 26 вертолетов, десантный — перебрасывать до 2 тыс. морских пехотинцев.

Вертолётчик — специалист по производству, обслуживанию, а также вождению вертолётов.

Вертолёторемонтный – относящийся к ремонту вертолётов. Например, вертолёторемонтный завод.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть