Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ

Боевая машина пехоты — бронированная гусеничная или колёсная, как правило, плавающая машина мотострелковых войск для передвижения и ведения боя. Представляет собой отдельный класс военной техники, которая позволяет вести бой, не выходя из машины.

Аббревиатура: БМП.

Экипаж 2-3 человека; 6-9 мотострелков. Вооружение: пушка и 1-2 пулемета; может иметь противотанковую управляемую ракету. Скорость 65-100 км/ч.

БМП – сравнительно молодой класс боевых машин, появившийся в 1960-е годы. Однако за прошедшее время уже успело смениться несколько поколений этой техники. Все эти годы единственным разработчиком и производителем БМП лёгкой категории по массе в России был Курганмашзавод холдинга «Высокоточные комплексы».

Разработкой БМП занялись в 50-х гг. прошлого столетия, после появления оружия массового поражения (ОМП) и стало понятно, что между танком и бронетранспортёром (БТР) нужен ещё один вид бронетехники, который может не только перевозить пехоту, защищая её в дороге, но и поддерживать наступление мощным огнём. БТР же, часто не вооружённые стационарным орудием, оставались, по сути, только транспортом, задачей которого было доставить к месту назначения как можно больше мотострелков. А уже на поле боя личный состав должен был идти под прикрытием танков или ехать на них, как в ходе Великой Отечественной войны, что в условиях применения ОМП было чревато большими человеческими потерями. Так появляется идея боевой машины пехоты (БМП), способной защитить экипаж и пассажиров от стрелкового оружия и поражающих факторов ОМП, обладающей высокой огневой мощью, в том числе против танков, и достаточной подвижностью. С появлением такой машины менялась тактика применения мотострелковых подразделений, которые теперь меньше зависели от поддержки танков. А когда у новых типов БМП появлялась возможность воздушного десантирования и преодоления водных преград, они стали практически универсальным средством.

Современные БМП российского производства обладают высокой скоростью, маневренностью, способностью плавать, оснащены пушками, пулемётами.

БМП-1, принятая на вооружение в 1966 году в ВС СССР, повлияла на дальнейшее развитие бронетехники в мировом масштабе. Именно её компоновка стала классической для машин этого класса, а аналогичные модели появились за рубежом только спустя пять лет. Так как БМП планировалось строить массово, одним из важных условий была её экономичность. Оптимальной считалась вместимость в 7-10 человек, плюс экипаж в составе водителя и оператора стационарного оружия. Предполагалась возможность ведения боя из машины. Большое внимание уделялось вооружению БМП.

Основным оружием БМП-1 стало гладкоствольное полуавтоматическое орудие 2А28 «Гром» калибра 73 мм. С ним был спарен 7,62-мм пулемет ПКТ, а на стволе орудия установлен ПТРК «Малютка». Таким образом оператор БМП-1 мог поражать различные виды целей: от живой силы до практически любого танка. А самое широкомасштабное боевое применение машины пришлось на войну в Афганистане.

БМП-1 до сих пор стоит на вооружении в России и других странах несмотря на то, что отдельным экземплярам уже более 40 лет. Производилась в Польше, Чехословакии, Китае, Индии.

С 1966 по 1983 годы выпущено более 20 тыс. единиц, а количество созданных на её базе модификаций, модернизаций и других машин не поддаётся исчислению.

В 1980 г. на вооружение армии поставлена БМП-2, которая также широко применялась в конфликте на территории Афганистана, наводя ужас на противника, за что моджахеды называли её не иначе как «шайтан-арбой». В ней появилась двухместная башня, в которой кроме оператора-наводчика помещался командир отделения, получивший максимальный обзор. Вооружили новую машину 30-мм автоматической пушкой, спаренной с 7,62-мм автоматом, а малоэффективную «Малютку» заменили на ПТРК «Фагот». Спаренная установка имеет максимальный угол возвышения 75о, угол склонения – 5о, а «мёртвая зона» составляет всего 22 м впереди корпуса машины. Из-за высокого угла подъёма пушка могла стрелять по горам, где моджахеды устраивали засады и огневые точки, чтобы разбивать наши колонны.

Новую пушку разработал В.П. Грязев из тульского КБ приборостроения всего за полгода, взяв за основу свои авиационные наработки. Автоматическая пушка впервые устанавливалась на машины этого класса. БМП-2 получилась эффективной, простой в эксплуатации и в обучении, отлично показала себя в боевых действиях. Она поставлялась в десятки стран и стоит на вооружении и в наше время.

Разработка третьего поколения началась ещё тогда, когда БМП-2 только проходила испытания.

БМП-3 стала итогом многолетней работы Курганмашзавода. По новому заданию требовалось увеличить броневую защиту, чтобы машина могла противостоять новейшему вооружению НАТО и при этом сохранить плавучесть.

Изменена компоновка машины. Традиционное для БМП переднее расположение моторно-трансмиссионного отделения заменено кормовым – по «танковой» схеме. Специально для БМП-3 была разработана дизельная силовая установка УТД-29.

А с 1980-х годов на БМП-3 впервые в стране для подобных машин применяется полуавтоматическая коробка передач. Для повышения живучести новой машины разработан специальный сплав − бронеалюминий АБТ-102, под выпуск которого открыли целый завод.

Объединённое в одном башенном блоке вооружение состоит из 100-мм ракетной установки, 30-мм пушки и 7,62-мм пулемёта. Ракетную установку и пушку разработал всё тот же В. Грязев из КБ приборостроения.

Впервые в мире на БМП применена автоматизированная система управления огнём, решившая поставленную задачу стрельбы на ходу.

БМП-3 – единственная боевая машина пехоты, которая сегодня оборудуется системами активной защиты. Решена и задача работы машины в условиях применения оружия массового поражения − у БМП-3 герметичный корпус и специальная вентиляционная установка. В итоге БМП-3 получилась весьма сбалансированной машиной: быстрой, защищённой и прекрасно вооружённой.

В 1990-е годы, когда гособоронзаказ в стране значительно упал, именно БМП-3 удержала Курганмашзавод на плаву: высокие качества машины обезпечили стабильные заказы зарубежных покупателей. Экспортные машины закупили армии более 15 стран, только в ОАЭ поставлено около 600 единиц.

По совокупности характеристик у БМП-3, принятой на вооружение в 1987 г., до сих пор нет конкурентов в мире. В 2020 году курганцами был представлен вариант БМП «Манул», который можно назвать переходным к четвёртому поколению. Машина оснащается более мощным двигателем УТД-32Т, размещённым в передней части. «Манул» станет универсальной платформой для создания техники различного назначения, в т.ч. БМП для морской пехоты.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть