БОГДЫХАН
Богдыхан (монг. Bogdohan; boojdoxan — священный государь) — китайский император.
Представляет собой термин, которым в русских грамотах XVI—XVIII вв. называли императоров Китая династии Мин (1368—1644) и ранней Цин.
Понятие заимствовано в XIX в. из монгольского языка, в котором bogdohan представляет собой сложение bogdo – «святой, великий» + han «царь». Тем самым слово «богдыхан» происходит от монгольского титула «Богд хаан» или «Богдо-хан», что в переводе означает «священный государь». Так русские послы и вельможи именовали китайских императоров ещё во времена династии Мин.
Однако более употребительным наименование стало уже после завоевания Китая Маньчжурией, когда у власти встала династия Айсиньгёро. В ту пору наиболее могущественным стал Хунтайцзи Айсиньгёро (1592— 1643 гг.) – основатель маньчжурского государства, также известный как Абахай. Известен тем, что переименовал племена чжурчжэней в единый народ маньчжуров. Великий завоеватель присоединил «богдыхана» к титулу «императора» («хуанди»). Такое титулование ставило его владыкой не только над всей Поднебесной, но и над землями Монголии. В грамотах времён похода Хабарова на Амур (1650-е гг.) и последовавших русско-китайских контактов встречаются также выражения «богдойский царь», «богдойский князь», «богдойский хан».
После монгольской национальной революции 1911 г. титул «богдо-хан» (также в российских источниках «богдыхан», «богдохан») принял взошедший на престол глава монгольских буддистов Богдо-Гэгэн VIII (на монгольском его имя звучало как Агваанлувсанчойжиннямданзанванчуг), «унаследовав» его от последнего цинского императора. 29 декабря 1911 г. его возвели в Богдо-ханы Монголии. Однако это государство просуществовало недолго. Уже в начале 20-х годов состоялась Монгольская революция, монархия пала. А сам Богдо-Гэгэн VIII остался в истории в качестве единственного великого Богдо-хана Монголии.
Богдыханский — присущий богдыхану, а также китайскому императору.