ВАЛТАСАР
Валтасар — сын последнего царя Вавилона Набонида.
Валтасар погиб в 539 днэ. при взятии Вавилона персами.
Согласно «Православной богословской энциклопедии», Валтасар являлся последним вавилонским царём, имя которого упоминается в библейском рассказе о падении Вавилона (Дан.5:1–30).
Несмотря на осаду столицы, предпринятую Киром, царь и все жители, имея у себя богатый запас продуктов, могли безпечно предаваться удовольствиям жизни.
В Библии рассказывается, что по случаю одного праздника Валтасар устроил великолепный пир, на который приглашено было до тысячи вельмож и придворных. Настольными чашами служили драгоценные сосуды, отобранные вавилонскими завоевателями у разных покорённых народов, в т.ч. и дорогие сосуды из Иерусалимского храма.
Во время пира, по обычаю древних язычников, прославлялись вавилонские боги, которые оказывались победоносными раньше и поэтому окажутся победоносными и теперь, несмотря на все усилия Кира и его тайных союзников иудеев, с их Иеговой. Но вот, в самый разгар празднества на стене показалась рука человеческая и медленно стала писать какие-то слова. Увидев её, «царь изменился в лице своём, мысли его спутались, связи чресл его ослабели, и колена его от ужаса стали биться одно об другое». Призванные мудрецы не сумели прочитать и разъяснить надпись. Тогда, по совету царицы, позвали престарелого пророка Даниила, который не раз, ещё при Навуходоносоре, проявлял необыкновенную мудрость, и он действительно прочитал надпись, которая на арамейском языке кратко гласила: «Мене, мене, текел, упарсин». Это означало: «Мене – исчислил Бог царство твоё и положил конец ему; текел – ты взвешен и найден очень лёгким; упарсин – разделено царство твоё и отдано мидянам и персам». «В туже самую ночь, – продолжает библейский рассказ, – Валтасар, царь халдейский, был убит» (Дан.5:30).
Само имя Валтасара, как упоминаемое в одной только Библии, и его положение в ряду вавилонских царей являлось предметом многочисленных учёных споров. В Библии Валтасар называется сыном Навуходоносора; между тем известно, что у Навуходоносора был только один сын Евил-Меродах, после которого Вавилонией управляли ещё три царя. Ввиду этого некоторые отождествляли Валтасара с Набонидом. Но против такого отождествления говорит тот факт, что Набонид был взят Киром в плен ещё до осады Вавилона и не был убит, а содержался в почётном плену. Первая нить к распутыванию этого трудного исторического вопроса дана была известным ассириологом Генри Ролинсоном.
При раскопке великого храма в Уре, им найдено было в 1854 г. несколько цилиндров с надписями, заложенных Набонидом в основание храма. На одном из этих цилиндров имеется большая надпись, в которой Набонид обращается к богу луны со следующею мольбою: «продли мою жизнь на многие годы и (также жизнь) Бел-сар-усура, моего первородного сына, происшедшего от меня». Из этой надписи ясно, что у Набонида был старший сын по имени Бел-сар-усур или, по греческой транскрипции, Валтасар. Как старший сын он, очевидно, являлся наследником престола и по обычаю вавилонских царей призван к управлению в качестве соправителя ещё при жизни своего отца.
Валтасар ко времени падения Вавилона был уже человек взрослый, способный принимать участие в государственных делах, на это есть указания в другой клинообразной надписи, хранящейся теперь в Британском музее и содержащей летопись событий, которые предшествовали падению Вавилона и непосредственно следовали за ним. В ней под одиннадцвтым годом царствования Набонида, следовательно, за пять или за шесть лет до падения Вавилона, упоминается в качестве главнокомандующего войсками сын царя. Когда Набонид был взят в плен, Валтасар мог стать фактически царём Вавилона, хотя бы номинально им и считался Набонид. Что касается того, что Валтасар называется сыном Навуходоносора, то это просто объясняется известной особенностью еврейского или вообще восточного склада мысли, по которому отцом называется не только действительный отец, но и дед, прадед и даже отдалённый предок (подобно тому, как Христос называется сыном Давида, всякий еврей считается сыном Авраама и т.д.)
Набонид был женат на дочери Навуходоносора; следовательно Валтасар был внуком этого царя и в торжественной речи мог называть себя просто сыном его.
Легенда о Валтасаре нашла отголосок в русских народных сказаниях. Известна повесть о нём в двух редакциях: одна находилась в Погодинском сборнике Императорской Публичной библиотеки, где «к рассказу о златом древе странно присоединена переделанная история Валтасара». Она имела заглавие: «Сказание о златом древе и о царе Левтасаре». Другая редакция, «О царе Валтасаре Вавилонском», находится в Толстовском сборнике; рукописи датированы ХVІІ-XVIII вв.