ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ
Вавилонская башня (англ. the tower of Babel) — башня, которую пытались воздвигнуть сыновья потомки Ноя, чтобы добраться до Бога.
Рассердившись, Бог наделил всех строителей разными языками и они, перестав понимать друг друга, оставили строительство и разошлись по миру.
Практически все историки сходятся на том, что описанная башня существовала в реальности. Сказания о башне возникли не позже самого начала 2-го тысячелетия днэ. По мнению немецкого учёного Г. Гункеля, речь в легендах идет о храме богу Мардуку в Вавилоне, где в наше время сделаны выдающиеся открытия археологами Р. Кольдевеем, А. Парро и другими.
Ещё Марк Твен, путешествуя в 1867 г. по Ближнему Востоку, так описывал развалины Вавилонской башни: «(Было) восемь ярусов (башни), два из которых стоят и по сей день — гигантская кирпичная кладка, рассевшаяся посредине от землетрясений, опаленная и наполовину расплавленная молниями разгневанного бога».
Обычно Вавилонской башней именуют Вавилонский зиккурат — огромное семиэтажное строение с периметром по основанию около 360 м и высотой 90 м. Остатки зиккурата раскопаны лишь перед первой мировой войной. Очевидно, Марк Твен имел в виду развалины храмовой башни в Борсиппа, неподалеку от Вавилона. В самом деле, эти руины (их высота 46 м) оплавлены не только снаружи, но и внутри. «Нельзя найти объяснение тому, откуда взялся такой жар, который не просто раскалил, но и расплавил сотни обожженных кирпичей, опалив весь остов башни, сплавившийся от жара в плотную массу, подобную расплавленному стеклу», — замечает исследователь Э. Церен.
Причина подобных оплавлений и доселе загадка, причем попытки «электрического» объяснения («огромная молния») выглядят малоубедительными. А между тем в мировом фольклоре мы находим многочисленные упоминания о «необычном», «небесном», «сверхмогучем» оружии. Пожалуй, наиболее интересная и систематизированная информация такого рода содержится в древнеиндийской литературе, в частности, в «Махабхарате». В разделе «Сказание о великой битве бхаратов» говорится:
«Тогда пустил Рама стрелу
необорной силы,
Ужасную, несущую смерть...
Мгновенно спущенная Рамой,
далеколетящая стрела...
Зажгла великим пламенем того
могучего ракшаса,
С упряжкой коней, с колесницей,
Полностью он был огнем охвачен...
И распался на пять основных
естеств...
Его костяк, мясо и кровь уже не
держались,
Сожгло их оружие.Так, что и
пепла не было видно».
О Вавилонской башне рассказывает библейская история, изложенная в 11-й главе книги Бытия (Быт. 11:1—9). Согласно этой истории, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, который разговаривал на одном языке. С востока люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город, названный Вавилоном, и башню (столп) до небес, чтобы «сделать себе имя».
Когда люди стали расселяться по равнине (этому соответствует археологическая культура Эль-Обеида, схожая с культурой предгорий) и возводить первые города (из них первым был, видимо, Эриду), построенные из необожжённого кирпича и тростника (в то время в горах уже строились дома из камня), Бог повелел им (вероятно, через Сима) расселяться по лицу всей Земли и обрабатывать как можно больше земель, но они не послушались Его.
По преданию, строительством Вавилонской башни руководил потомок сына Ноева Хама Нимрод. В «Православной энциклопедии» о нём говорится, что был этот потомок Ноя величайшим после Всемирного потопа мятежником против власти Творца. Он впервые создал всечеловеческую империю, призванную поработить и изничтожить в человеке всё, что напоминает ему о Господе. Он стал начальником языческого лжеверия. Нимрод восстановил те тайные знания, которые открыл мятежный первоангел ещё допотопным исполинам, и с тех пор они составляют тайну тайн всех оккультных и магических обществ и орденов.
Увидев, что Его не слушают, Вседержитель спустя некоторое время повторил Своё распоряжение. Но уже вовсю работала Нимродова пропаганда, находившая горячий отклик в сердцах потомков Ноя. Они вновь отвергли Его волю, ибо считали, что сами «кузнецы своего счастья». Более того, они стали утверждать, что Бог для того хочет их рассеять, чтобы с ними было легче справиться. Таким образом ради борьбы за свою свободу от Бога, люди решили предать себя в лютое рабство тирану Нимроду. Как обычно случается, обещанный Нимродом рай оказался адом. Все человечество попало в огромный концлагерь, все силы которого были брошены на достижение «высот цивилизации» – строительство городов, в числе которых был и Вавилон.
Создав великую империю, Нимрод не удовлетворился этим. Он решил дать людям дело, которое должно было заменить в их сердцах стремление к небесам духовным. И что могло быть более удачным решением, чем попытка своими силами прорваться туда. «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжём огнём. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт.11, 1–4). Так Писание описывает первую великую стройку человечества. По преданию, главной причиной строительства башни был страх перед новым Всемирным потопом. Писание упоминает о том, что город и башня были не в одном месте. По мнению историков, речь идёт о великой башне Борсиппы, находящейся в десятке километров от Вавилона.
Сообщения об этой великой стройке дошли до нас из преданий многих народов Земли. Тексты Угарита также описывают строительство небесного дворца Ваала, который был обожествлением Нимрода. Целью этой стройки было приравнивание его к прочим небожителям, особенно же к Илу (это финикийская форма имени Эль, им назывался Творец у всех семитских народов, в т.ч. и в Библии).
Среди преданий многих индонезийских племен имеются рассказы о строительстве башни, о последовавшем за этим Божьем гневе и рассеянии людей по всей Земле. Греки говорили о титанах, которые желали завоевать небо, громоздя гору на гору, и были поражены небесным огнем.
Гордое устремление людей не осталось без наказания Господня: «И сошёл Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдём же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню]. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Быт. 11, 5–9).