ВАЙШИИ
Вайшии (санскр.) — члены одной из четырёх варн в Древней Индии; полноправные общинники; третье сословие в Индии.
К вайшии относились земледельцы, скотоводы, ремесленники, торговцы.
В древней Индии – это поселяне и трудовой люд, для которых жить и работать со своими семьями на земле или заниматься ремёслами – смысл жизни. В принципе, для этого сложились все необходимые исторические предпосылки. Внешних угроз было мало, и мирный уклад жизни вытеснил воинственность. А торговля с соседями дала неплохую возможность разбогатеть. Их права на имущество и землю юридически защищены. Но в социальной иерархии вайшья опустились на ступеньку. Этот слой принадлежал к простолюдинам. И сколько бы земли или богатства ни приобрелось, они так и оставались презираемы двумя более высшими сословиями - брахманами, кшатриями.
В средние века к вайшии причисляли только торговцев.
Варна вайшьи ожидает от своего адепта трудолюбия, смекалки, а самое главное – это почитание богов и уважительное отношение к представителям высших сословий. И этот обряд – сигнал к тому, что ученик встал на путь и теперь только от него зависят результаты его земного путешествия.
В древней Индии цвет вайшьи – это жёлтый. Именно он символизировал землю. Земля всех кормит и даёт жизнь. Поэтому представители этого третьего сословия не только являются самой многочисленной из всех варн, но за ними признается определённая значимость для всего общества.
Такое положение вещей впоследствии было закреплено и в священных текстах, таких как «Законы Ману», «Бхагавад – Гита» и другие. Например, в «Законах Ману», священном тексте индусов, говорится, что сословие вайши создано из бёдер Бога.
Религиозное обоснование важности третьего сословия послужило важной идеологической основой для объяснения сути деления общества и социального неравенства.
Жизненные приоритеты для вайшьи – это в первую очередь созидание, накопление материальных благ. Они ярые собственники и индивидуалисты. Заботятся только о своих интересах, семьи и тех людей, которых они считают своими. Надёжное будущее и обезпечение своих потомков. Все устремления и помыслы направлены в материальную сферу и на своих домочадцев. Ими практически не воспринимается всё то, что нельзя увидеть или потрогать. Вайшьи – это материалисты. И по ведическому учению, такая привязанность ко всему материальному является ловушкой, которая может помешать дальнейшему эволюционному развитию души.
Иными словами, если интерпретировать слова «Махабхараты», успокоившись и поняв, что всё тленно, вайшья и шудра должны понять, что удовлетворение своих материальных желаний — это ещё не вся жизнь.
Но вайшьи и отличаются выгодно тем от шудры, что имеют более сильную волю и способны организоваться. А шудре необходим постоянный контроль. Пусть даже труд будет сложным и неквалифицированным, его и это устроит – он не любит брать излишнюю ответственность даже за свою жизнь. Он всегда ведомый. Вайшья не такой. Он готов брать ответственность. Готов и понимает цену ошибки, способен наладить дело. Но его подстерегают ловушки, которые могут помешать выполнить своё предназначение.