Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

БУКВАРЬ

Букварь (англ. ABC-book, primer) — учебное пособие для обучения грамоте. См. Учебное издание/Букварь.

Очевидно, что азбука древнее букваря. Позже букварём стали называть преимущественно печатные азбуки. Под азбукой же в составе букваря, по-видимому, понимали элементарное пособие объёмом не свыше тетради (8 листов), которая включала только алфавит и слоги. Причем, к моменту появления первого печатного букваря форма его построения практически сложилась. Это было сочетание азбуки и материала для чтения.

Самая древняя русская учебная азбука относится к XI в. и записана на берестяной грамоте. К более позднему времени относятся находки кириллических азбук, выполненных на дощечках.

К XVI в. на Руси появились рукописные учебные пособия (грамматики), в которых азбука уже была выделена в отдельный раздел. Эти азбуки предлагали несколько начертаний каждой буквы, давали их славянское название и греческий аналог, толкование слов, начинающихся на данную букву.

Авторами первых русских букварей становились справщики (редакторы) Московского печатного двора.

Создатель первого «Букваря языка славенска, сиречь начало учения детем...» (1634 г.) — «подьячий сын Василий Бурцев» (Бурцов-Протопопов). До Бурцова основной книгой, по которой велось обучение грамоте, являлся «Псалтирь» (книга библейских псалмов).

1574 г. – Самый первый букварь напечатан Иваном Фёдоровым, основателем книгопечатания на Руси, во Львове.

Сегодня в мире существует единственный экземпляр этой книги, который, на счастье, прекрасно сохранился. Он принадлежит библиотеке Гарвардского университета США. Приобретён в 1950 г., и только в 1955 г. мир увидел полную фотокопию неизвестного до этого учебного пособия. Любопытно, что в Гарвард букварь попал из Парижского собрания С.П. Дягилева.

Иван Фёдоров сам тщательно подбирал материал для включения в свой первый букварь. В послесловии о своей роли составителя он написал: «еже писах вам, не от себе, но от божественных апостол и богоносных святых отец учения, … от грамматикии мало нечто ради скорого младенческого научения». Такой труд по созданию этого букваря сродни научному подвигу.

1578 г. – отпечатано второе издание букваря Ивана Фёдорова «Книжка по-греческия «Алфа Вита», а по русскии «Аз Буки», перваго ради научения детьскаго», выпущена в г. Остроге.

Уехав из Львова, Москвитин (так называл себя первопечатник – выходец из Москвы) основал типографию в родовом имении киевского воеводы князя Константина Константиновича Острожского. Азбуку так и называют – Острожская. Она известна по двум сохранившимся экземплярам – в Королевской библиотеке Копенгагена и городской библиотеке г. Готы (Германия). Но самое замечательное отличие этой азбуки в том, что в конце её Иван Фёдоров впервые опубликовал великолепный памятник славянской литературы. Это «Сказание, како состави святый Кирилл философ азбуку по языку словенску, и книги переведе от греческих на словеньский язык», созданное в IX в. Черноризцем Храбром.

С 1632 г. на Печатном дворе начал работать Бурцов. Он руководил постройкой нового печатного отделения, а затем и его работой. Задачей этого отделения, созданного на средства Патриаршего разрядного приказа, стало обезпечение книгами школы, основанной Патриархом Филаретом. Подтверждением тому являются книги, изданные Бурцовым, – буквари, псалтири, часовники, месяцесловы, агиографии.

20 августа 1634 г. – на Московском печатном дворе под общей редакцией русского издателя Василия Бурцова-Протопопова выпущено первое в России пособие для обучения грамоте под названием «Букварь языка Словенска». Бурцов впервые использовал красный цвет, выделяющий буквы, слоги и названия разделов букваря. Букварь сохранял в структуру львовской и острожской азбук Ивана Фёдорова.

В «Букваре языка Словенска» особое внимание уделено шрифтам и графическому оформлению, построение каждой страницы продуманно. Составлен букварь по образцу фёдоровских азбук. Представлен алфавит в прямом и обратном порядках, а также в разбивку; есть и двух- и трёхбуквенные слоги, числа и знаки препинания.

В 1637 г. – во втором издании букваря появились разделы по грамматике с формами спряжения глаголов, и по орфографии с примерами склонения имён существительных и прилагательных, и даже сказание Черноризца Храбра. В материал для чтения также включены молитвы, притчи, наставления. Это творчески переработанное пособие с усовершенствованиями, уточнениями содержания и особой любовью к его внешнему виду и внутреннему содержанию. Букварь Василия Бурцова в переработанном втором издании неоднократно переиздавался и долгие годы являлся одним из самых авторитетных учебных пособий.

Важно отметить, что значительное хождение в России получили рукописные книги, в т.ч. буквари. Рукописные же книги не подвергались никакому контролю со стороны государства, и пользовались особой популярностью. Читатели с удовольствием для себя находили в них рассказы, басни и сказки, а также большое количество познавательной информации. Так, например, рукописная азбука 1643 г. времен царя Михаила Фёдоровича включала образцы деловых бумаг и частных писем, притчи светского содержания (об Аристотеле, о царе индийском). А в другую азбуку (1667 г.) авторы поместили не только обширную повесть об Александре Македонском, но и изречения, вопросы и ответы, советы, поговорки.

В 1679 г. – издан «Букварь языка славенска, сиречь начало учения детем хотящим учитися чтению писаний» издан в Москве Симеоном Полоцким. Книга предваряется предисловием в стихах о пользе просвещения «К юношам учитися хотящим». Семён Емельянович Петровский-Ситнианович (после пострижения в монахи Симеон Полоцкий) известен как выдающийся деятель русского просвещения. Более всего в истории остался его литературный и педагогический талант. После приезда в Москву из Полоцка в 1664 г. он был взят воспитателем детей царя Алексея Михайловича.

Букварь С.Е. Полоцкого по сравнению с предыдущими уже более объемный – в нем 160 листов. Новшеством явилось включение в букварь материалов по стихосложению, учения о просодии (правилах стихосложения), сведений из синтаксиса. Отобрав лучшее из предыдущих образцов букваря, С.Е. Полоцкий усовершенствовал методику обучения.

В 1694 г. монах Карион Истомин (ок.1640 — 1717 гг.), русский поэт и просветитель, представил ко двору первый русский иллюстрированный букварь. Каждая буква алфавита сопровождалась рисунком предмета на эту букву. Букварь знакомил с латинской, греческой и польской азбуками. В книге почти полностью отсутствовали религиозные тексты. Предназначался букварь не только «отрокам», но и, что было тогда новым, «отроковицам».

Букварный – относящийся к букварю.
Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть