ВЕПССКИЙ ЯЗЫК
Вепсский язык — язык вепсов, который соотнесён с прибалтийско-финской ветвью финно-угорских языков.
В 2009 г. вепсский язык попал в Атлас исчезающих языков мира ЮНЕСКО как находящийся под сильной угрозой исчезновения.
До сих пор в научной среде идут споры, из какого народа выделились вепсы и где их историческая родина.
Установлено, что процесс отделения начался примерно в I-м тысячелетии нэ. Этим периодом датируются древневепсские курганные могильники.
Окончательно вепсы обособились от других прибалтийско-финских народов во второй половине I тысячелетия нэ., а к концу этого тысячелетия поселились в юго-восточном Приладожье. «Повесть временных лет» повествует нам о том, что «Чудь сидят близ моря Варяжского», т.е. на берегу Балтийского моря. Известно, что древние вепсы активно участвовали в исторических событиях времен образования Древнерусского государства. В «Повести временных лет» говорится, что народы весь и чудь участвовали в «призвании варягов» и создании первого Русского государства с центром в Ладоге.
С IX в. начинается процесс обращения вепсов в православие. Иногда процесс этот носил насильственный характер, и многие вепсы вынуждены бежать на север и северо-восток. Так продолжалось до XV века, и даже позднее. Это период активного этногенеза. Он выразится в частичной ассимиляции вепсских племен среди славян. Например, часть живших между Ладожским и Онежским озёрами вепсов ассимилировалась с карелами, и, таким образом, возникли олонецкий и людиковский диалекты карельского языка (последний некоторыми лингвистами считается самостоятельным языком).
Именно чудью до 1917 г. официально назывались вепсы. В деревнях их долгое время также называли «чухари».
Движение за возрождение народа началось в 1920-х гг. Советы предоставили статус «национальные» 24-м вепсским деревням и создали два национальных округа. А в 1932 г. создана первая азбука на основе латинского алфавита.
Однако в 1937 г. политика поддержки вепсов свёрнута. Запрещена любая связанная с вепсской культурой деятельность, национальные школы закрыты, издание книг прекращено, учебники сожжены. Национальные округа и деревни ликвидированы, началась ассимиляция вепсов.
Во время второй мировой войны финны оккупировали территории проживания северных вепсов на берегах Онежского озера. На вепсской территории введено финское административное управление и система школьного обучения на финском языке.
В послевоенное время началась ликвидация «неперспективных» вепсских деревень. Затем коллективизация и годы игнорирования любых национально-культурных интересов, в частности финно-угорских. Традиционная историческая тишина.
В 1930-х гг. вепсам создана письменность, но распространения не получила. С 1980-х гг. разрабатывается вепсский алфавит.
В начале 1990 — х возникает предложение о создании вепсского автономного округа в рамках существующих субъектов Российской Федерации — республики Карелия, Вологодской и Ленинградских областей. Но в результате осмысления этой проблемы, стало очевидно, что в современных условиях целесообразнее оставить все, как есть. Вепсария осталась мифическим автономным округом.
У вепсов не только свой язык, но и свои традиции и культура.
Очень много переплетено, конечно, с русской культурой, что обусловлено постепенной ассимиляцией вепсской деревни в российские города. Вепсы исповедуют православное христианство, но продолжительное время придерживались языческой веры. Они, как и большинство местных народов, верили в бога солнца, духа леса. Характерна вера в колдовство, в поселениях живут знахари, обладавшие лечебным даром. Современные вепсы бережно сохраняют поверья и традиции своего народа. Например, земля, на которой собираются строить дом или хоронить кого-то, сначала «выкупается». Для усопшего одежда обязательно выбирается белого цвета без каких-либо рисунков или вышивки красного цвета. Традицию нельзя нарушать, а иначе покойник в ином мире мучился бы под солнцем, пока краски не поблекнут.
Жилище у вепсов простое – деревянные срубы, глинобитные печи с лежанками, бани с вениками, валенки, живописное окружье вокруг деревень. Вепсские общины с успехом «вписались» современный туристический бизнес: гостеприимно принимают у себя в поселении туристов, знакомят с национальным бытом, проводят национальные праздники, приглашают на курсы вепсского языка и кулинарные мастер-классы. К тому же в вепских общинах принято обучение представителями старшего поколения «молодняка», во время которого передают навыки прикладных деревенских наук – пахота, рыбалка, охота и собирательство. Вепсы учат бережному отношению к природе, уважению к духам природы.
С апреля 2006 г. вепсы включены в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Сегодня Республика Карелия является координатором основных мероприятий по возрождению и развитию в целом вепсского народа. Здесь издаётся основная учебная и художественная литература и ведется подготовка будущих учителей по национальному языку.
Крупнейшим местом компактного проживания вепсов является посёлок Винницы (вепс. Вингл) Подпорожского района Ленинградской области, который вепсы называют — столицей своего края.
11 июня – проходит ежегодный вепсский праздник «Древо жизни». Традиционный сбор гостей со всего Северо-Запада в 2016 г. состоялся в тридцатый раз. Символ праздника — баенник, этот дух живет в бане, и у каждого он свой. На центральной площади столице Вепсарии размещают сруб бани. Он является главным призом праздничных соревнований. Праздник проходит под девизом «Mäne kül´bet´he» («Мянэ кюльбетьхе»), что в переводе с вепсского языка означает «Иди в баню».
1997 г. — вепсы Карелии признаны коренным народом Баренцового региона и стали участником рабочей группы по вопросам коренных народов Баренцового Евроарктического региона.
2000 г. — вепсы получили статус коренного малочисленного народа Российской Федерации.
2006 г. — вепсы внесены в перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
См. Вепсы