Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

АБЗАЦ

Абзац (нем. Absatz — красная строка, букв. — уступ; absetzen — отодвигать; англ. indentation, indention, paragraph; исп. parrajo — часть текста) — 1) структурно выделенный начальным и концевым пробелами фрагмент печатного текста, содержащий значения, необходимые для понимания текста. 2) отступ в начале строки. 3) см. Знаки препинания.

Представляет собой самую мелкую структурно-композиционную единицу текста, которая графически обозначена в наборе абзацным отступом, обратным абзацным отступом или неполной концевой строкой.

Абзацы отражают естественный ритм и пульсацию языка, повышают эффективность чтения и способствуют запоминаемости текста, его наиболее важных фрагментов.

Чтобы воспринимать текстовое тело документа, состоящее из пёстрого сочетания множества разнородных элементов (мыслей, строк, образов, тем и т.п.), как целостность, возникла необходимость в структурной организации текста. Древние рукописи, например, не имели абзацев. В современной письменной речи структурную организацию задаёт, в частности, деление текста на абзацы и объединение их внутренними связками-предложениями, языковыми, смысловыми, графическими и иными средствами.

В составе всего текста абзацы выполняют функции выделения, смыслового членения текста, его упорядочения, рубрикационно-композиционного и графического оформления. Знание задач, решаемых абзацами, позволяет дизайнерам, журналистам, редакторам эффективно организовать весь текстовой материал, облегчить его восприятие, повысить запоминаемость.

В аспекте смыслового членения абзац представляет собой целостную смысловую единицу текста, связанную с предыдущим и последующими абзацами. При этом в тексте выделяются начальный и завершающий абзацы, а всё текстовое поле измеряется числом абзацев. Содержание и развитие мысли, образов произведения размечается по абзацам. Здесь абзац отделяет одну микротему текста от другой, реплику одного персонажа от реплики другого, один пункт в перечне или списке от другого.

Компьютерные программы (Word, Page Maker и т.д.) рассматривают абзацы как минимальные «кирпичики», из которых состоит текстовой материал публикации. Например, абзацем может стать фрагмент любого сплошного текста, заканчивающийся маркером конца абзаца, возникающего после нажатия клавиши <Enter>. Таким образом, абзацу приданы формализованные характеристики.

Обычный абзац состоит из одного и более предложений, а также определённого числа строк. Дизайнер рассматривает абзац просто как графический фрагмент текста. Размером абзаца как графического элемента текста обычно является число строк, находящихся в его пределах. В его пределах строка определяется как полная и неполная. См. Строка.

Кроме того, абзац обрёл значение самостоятельного газетно-журнального жанра. Когда всё сообщение способно уместиться в один абзац, раскрыть событие, новость или факт, оно принимает такой вид, который в редакциях называют «новость в один абзац», «одним абзацем» и т.д. Такое сообщение без заголовка также называется антрефиле (см. Жанры).

Структура абзаца — объединение и взаимосвязь в абзаце смысловых (текстовых) и графических элементов. Структура текстового фрагмента расслаивается на изобразительно-графическую и содержательно-смысловую стороны.

Структурной текстовой графикой абзац рассматривается только как изобразительный элемент текста. Он состоит из отступа красной строки, самого текста в виде строк-полос и концевого выступа. Сам текст представлен как ряд видимых продольных линий (строк) и невидимых вертикальных (например, соответствующих ширине букв), но две из которых зримы — левое и правое поля абзаца.

Для компьютерной программы Word абзац — это все объекты (даже пустые строки и заголовки), расположенные между двумя знаками абзаца (такой знак относится к категории непечатаемых символов, т. е. его можно увидеть только на экране компьютера, но в распечатываемом документе он не воспроизводится).

Для некоторых видов текста (например, списков) начало абзаца рассматривается компьютерными программами как отдельный пункт списка, которому может соответствовать особая маркировка или нумерация (см. Список).

Параметры абзаца — величины, изменение которых приводит к изменению формы абзаца.

Абзац имеет такие изменяемые параметры, как интервалы, выравнивание, отступы. Например, в программе Word в окне диалога Абзац также можно установить дополнительные интервалы перед и/или после него.

Абзацный текст — рабочая область в программах рисования, например, CorelDRAW, которая служит в основном для операций с обычным текстом в отличие от так называемого Артистического (художественного) текста.

Синонимы: параграфный текст, фрейм.

Начальный абзац — самый первый абзац, с которого начинается текст.

Задачей этого абзаца является заинтриговать читателя и побудить его продолжить чтение дальнейшего текста. Как считают американские психологи рекламы, начальный абзац в газетно-журнальном тексте не должен превышать 11 слов. Обычно здесь излагается вся суть сообщения (см. Лид; Повод), содержится сенсация, интрига или наживка для читателя, заставляющая его проглотить дальнейшее сообщение. Если первый абзац не выполнил своей роли углубить читателя в чтение, то в 75 процентах случаев остальной текст остаётся непрочитанным.

Ключевой абзац — абзац, содержащий наиболее важное сообщение и мысли по отношению к другим сообщениям и мыслям всего текста. В рекламных текстах ключевые абзацы обычно выделяются шрифтовыми и нешрифтовыми средствами, а также с помощью графики, цвета.

Красная строка — первая строка первого абзаца текста, выделенная отступом.

В рукописных и первопечатных книгах знаменующая роль отводилась буквице или выполненной киноварью строке, которая получила такое название и в прямом, и в переносном смысле.

Красная строка может располагаться по центральной оси формата полосы. Понятие «красной строки» часто становится синонимом начала абзаца. Например, «начать предложение с красной строки».

В компьютерных программах красная строка обычно задается табуляцией, автоформатом, другими инструментами. Отступ красной строки всегда отсчитывается относительно левого
отступа.

Буквица — большая буква в начале абзаца, выполняющая не только смысловые, но и художественно-графические функции.

Синоним: инициал.

Представляет собой один из графических элементов оформления как начала абзаца, так и всей статьи. В рекламной практике считается, что применение буквицы повышает восприятие на 13%. В качестве крупной и художественно оформленной особой буквы, буквица по своим размерам значительно превышает заглавную букву.

Отступ (англ. indent) — расстояние, которое отделяет начало строки от левой вертикальной линии текста. Такое расстояние измеряется числом пропущенных букв или символов от левого края до начала строки.

Иногда абзац вообще не имеет отступа. Тогда его первая строка носит название «тупой».

Абзацный отступ — графически обозначаемый пробел (невидимые символы) в начале строки и наглядно показывающий переход к новому текстовому фрагменту.

Синоним: положительный абзацный отступ.

Противоположное: безабзацный набор, обёрнутый абзацный отступ, обёртыш, обратный абзацный отступ, отрицательный абзацный отступ.

Абзацный отступ — «обозначение начала абзаца с помощью левосторонней втяжки его начальной строки» /ОСТ 29.130–97, 4.2.2–2.2/.

Абзацный отступ также рассматривается как «знак препинания, обозначающий более длительную паузу, чем точка» /Н.В. Кузьмин, цит. по 86, с. 10/.

Абзацные отступы различны по длине, они состоят из строго определённого числа символов (пробелов). Числом таких пробелов измеряется величина абзацного отступа. При компьютерном наборе абзацный отступ для всего текста задаётся по умолчанию.

По правилам набора абзацные отступы должны быть одинаковы для всего текста независимо от кегля (размера) шрифта и не должны нарушать образующуюся чередованием отступов вертикаль.

Данное правило разрешается нарушать только поэтам, которые с помощью различной длины абзацного отступа стремятся придать дополнительную ритмику и звучность своим стихотворениям.

Абзацный отступ в машинописном текстовом оригинале — число пробелов в начале строки. Обычно они равны 3 или 5 ударам и число таких пробелов должно быть одинаковым для всех абзацев текста.

Обратный абзацный отступ — «обозначение начала абзаца с помощью левосторонней втяжки всех строк абзаца, кроме первой, остающейся полноформатной» /ОСТ 29.130–97, 4.2.2–2.3/.

Синонимы: обёрнутый абзацный отступ; обёртыш; отрицательный абзацный отступ.

Нормальный отступ смещает начало строки вправо. Однако обёртыш высовывается из абзаца и облегчает его поиск. Если текст имеет большой объём, то применение такого набора приводит к сокращению ёмкости печатного листа.

Применительно к небольшому тексту обратный абзацный отступ выполняет функцию выделения первых слов первой строки. Самые ударные и значимые слова должны быть расположены именно в самом начале — примерно в середине строки.

Концевой пробел — завершающая часть абзаца в виде пробела в последней строке, который означает его окончание.

При вёрстке текста нужно предусматривать, чтобы концевой пробел завершался примерно в середине-конце строки, поскольку «висящие» буквы или слово в начале последней строки затрудняют восприятие текста.

Выступ (англ. hanging indent) — 1) строка с отступом меньшим, чем у остальных строк; в результате одна из строк и образует выступ. 2) смещение начала строки влево в текстах настольных издательских систем, в результате чего получается строка, как бы висячая над абзацем. 3) неудобочитаемый концевой пробел.

Для обозначения разного рода выступов используется термин «отрицательный отступ», «висячая строка», «выступающая строка».

Выступ (2) применяется тогда, когда ключевые слова находятся в первой строке и необходимо, чтобы читатель зацепился за них вниманием.

Безабзацный набор — набор текста в блоки, в которых отсутствует начальный пробел.

При безабзацном наборе абзац, как элемент текста, обозначается только концевым пробелом.

Представляет собой такое расположение текста, в котором отсутствует абзацный отступ, деление на абзацы вообще. Такой набор допустим только для текстов небольшого объёма и формата, где предполагается использовать графические приёмы разграничения частей текста, например, шрифты разного кегля и начертания, подчёркивания, выделения, акциденцию и т.д.

Многие рекламные модули свёрстаны в рекламно-информационных изданиях именно методом безабзацного набора. При этом сами модули даже при сплошном расположении образуют особое деление текста на газетной или журнальной полосе.

Отбивки (англ. paragraph space) — расстояние между абзацами. Параметр «отбивки» устанавливается компьютерными редакторами.

«До» (англ. Space Before Paragraph) — отступ абзаца от текста, расположенного выше. При этом, если абзац начинает новую колонку, значение «до» не учитывается.

«После» (англ. Space After Paragraph) — отступ абзаца от текста, расположенного ниже.

Расстояние между абзацами складывается из этих отступов «до» и «после» абзаца.

Перед началом вёрстки публикации следует установить для себя следующее правило расстояний между абзацами: использовать только один из типов отбивки — «до» или «после». Исключение составляют заголовки, врезки, другие элементы оформления текста.

Новострочие — «приём логического членения текста на полосе набора, выражающийся в выделении с новой строки самостоятельных единиц текста» /ОСТ 29.130–97, 4.2.2–2.1/.

Форточка — «заголовок или инициал, расположенные у оборки первого абзаца текста» /ОСТ 29.130–97, 4.3.4–10/.

Форматирование абзаца — то же самое, что и выравнивание; приведение абзаца в удобочитаемый вид.

Синоним: выключка, выравнивание абзаца.

Выключка (англ. alignment) — способ расположения текста внутри строки относительно вертикальных границ полосы набора. Существует несколько видов выключки: влево (англ. left), по центру (англ. center), вправо (англ. right), по формату (англ. justify), полная (англ. force justify).

Выравнивание абзаца (англ. alignment) — процесс обработки текста, при котором текст формируется таким образом, что составляет прямую линию слева (выравнивание левого края) и/или справа (выравнивание правого края) либо же каждая строка занимает одинаковое расстояние от центра (выравнивание по центру); в последнем случае края текста с обеих сторон получаются неровными.

Выравнивание придаёт тексту удобочитаемый вид.

Невыровненный текст (англ. unjustified text) — текст с неодинаковой длиной строк (слева и справа) по всему телу абзаца. Невыровненный текст неудобочитаем. Такой текст применяется в целях стилизации древних рукописей, берестяных грамот.

Неровный край (англ. ragged margin) — край текста в программе текстовых процессоров, когда выравнивается только противоположная сторона текста.

Выравнивать абзац (англ. justify) — размещать текст таким образом, чтобы строки были равны по длине. Такая операция осуществляется путём изменения ширины пробелов.

Существует также выравнивание по левому и правому краям, в котором строки начинаются или заканчиваются вдоль одной вертикальной линии, за исключением отступа для нового абзаца.

Как правило, в текстовых процессорах осуществляется выравнивание по левому краю, а режим выравнивания по правому краю указывается дополнительно. Например, абзацы в редакторе программы Word выравниваются по левому краю, по центру, по правому краю, а также по ширине.

Первые три вида форматирования абзацев применяются для выделения небольших текстовых блоков (в буклетах, проспектах и т.д.), а также наиболее удобны для расположения текстов в таблицах. Выравнивание по ширине колонок или площади листа свойственно большинству обычных газетно-журнальных и книжных текстов.

Выравнивание может быть осуществлено как с помощью установок в программах текстового редактирования, так и вручную.

Выравнивание абзаца по левому краю (англ. left justification) — формирование воображаемой вертикальной линии притяжения внимания слева от читателя.

Синоним: выравнивание влево.

Заключается в графической организации текста таким образом, что строки начинаются от одной вертикальной линии левого края.

По умолчанию этот режим используется во всех печатных машинках и в программах текстовых процессоров. Это значит, что правый край текста становится «рваным». Такой способ форматирования концентрирует внимание на словах, расположенных в начале строк слева.

Выровнять левый край (англ. range left) — оформить текст таким образом, чтобы левая сторона текста была ровной.

Выравнивание абзаца по центру — формирование центра внимания вдоль центральной линии текста.

Если строки центруются, то читательское внимание непроизвольно устремляется к воображаемой линии центра, оставляя левый и правый края «рваными». Такой способ подачи материала ныне можно применить только к весьма небольшим отрывкам текста или с целью выделения только центрованного абзаца во всём выровненном тексте.

Выравнивание абзаца по правому краю — перенесение центра внимания на край правого поля текста. Здесь центр читательского внимания смещается правее и акцентируется на словах правого края, а левый край остаётся «рваным».

Синоним: выравнивание вправо.

Перенесение акцентов на правую сторону текста может оказаться эффективным средством привлечения внимания читателей с восточным типом восприятия (например, арабов, японцев и т.д.), у которых психофизиологический аппарат чтения текста (движения глаз, акценты внимания и т. д.) сориентирован на правый край.

По правому краю также выравниваются цифровые данные (арабские числа). Здесь возникают эффекты наилучшей удобочитаемости цифровых разрядов — единиц, тысяч, особенно в табличной форме.

Выравнивание вправо (англ. right justification) — организация всего текста (а не отдельного абзаца) таким образом, что правый край составляет прямую вертикальную линию, вдоль которой оканчиваются строки.

Выравнивание абзаца по ширине — способ равномерного распределения строк абзаца по левому и правому вертикальному краю. При таком способе выравнивания внимание читателя охватывает весь абзац целиком.

При форматировании абзаца по ширине левый и правый края строк укладываются в ровные ряды текста, как бы встроенные в вертикальные линии колонок. Незначительно изменяется лишь расстояние между словами, в меньшей степени между буквами. Практически все тексты газет, журналов или книг выравнены по ширине.

В крупных текстовых произведениях такой вид выравнивания придаёт тексту наибольшую удобочитаемость, поскольку обычное чтение идёт «по диагонали» страницы, а внимание фиксирует наиболее важные мысли, содержащиеся в самих абзацах. Зоной наилучшей запоминаемости, например, на полосе формата А4 станут мысли, встроенные в диагональ первоначального обзора. Разумеется, шапки заголовков и фотографии на полосе издания меняют акценты зрительского восприятия, поэтому правило зрительной диагонали применимо лишь к полосам сплошного текстового набора.

Абзацные выделения текста — шрифтовое или нешрифтовое изменение текста в пределах абзаца(ев) как целостных элементов, которое становится выделенным на уровне всего документа. Например, весь абзац может быть представлен в жирном написании шрифта — это и есть один из видов абзацного выделения в тексте.

Оформление абзаца горизонтальными линиями — отделение предыдущего и/или последующего абзаца горизонтальными разделительными линиями с указанием компьютерному редактору их толщины, стиля, цвета, длины и величины отступов.

Местоположение линий абзаца — расположение линий до, после абзаца или обеих сразу, а также расстояние концов линии от границ колонки или текстового блока.

Редактор Page Maker позволяет выбрать стиль линии (англ. line style) с номенклатурой стилей, задать цвет линии в списке Цвет (англ. line color). Могут быть заданы два варианта значения длины — по ширине текста (англ. width of text), когда длина линии равна ширине текстовой колонки абзаца, и по ширине колонки (англ. width of column), при которой длина линии равна ширине текстового блока.

Отсчёт расстояния производится от верхней или нижней границы строки. Чтобы увидеть эти границы, необходимо выделить инструментом «Буква» одну строку. Высота появившегося чёрного прямоугольника (интерлиньяж) и определяет ширину строки и положение её границ.

Линия над абзацем (англ. rule above paragraph) — установка линии, предваряющей абзац.

Линия под абзацем (англ. rule below paragraph) — установка линии, которая завершает абзац.

Перенос абзаца — способ переноса абзаца со страницы на страницу или из одной колонки в другую.

Редактор Page Maker позволяет осуществить перенос в нескольких вариантах: полнострочный перенос; перенос с новой колонки; перенос с удержанием строк следующего абзаца; перенос с контролем висячих строк в начале или в конце абзаца.

Полнострочный перенос абзаца (англ. keep lines together) — перенос всех строк абзаца на новую страницу или колонку, включая иллюстрацию, если задан режим её обтекания текстом.

Новая колонка (англ. column break before) — способ переноса абзаца, когда он начинает новую колонку.

Новая страница (англ. page break before) — способ переноса абзаца, при котором он начинает новую страницу.

Удержание строк следующего абзаца (англ. keep with next lines) — способ переноса, когда вместе с последней строкой абзаца в колонке или на странице должно находиться несколько (1, 2 или 3) строк следующего абзаца. Такая операция обычно требуется для заголовков, чтобы они не отрывались от текста.

Контроль висячих строк в начале (англ. widow control) — минимальное количество (1, 2 или 3) начальных строк абзаца, которые могут оказаться в конце колонки или страницы. Висячие строки в вёрстке текста, как правило, не допускаются.

Контроль висячих строк в конце (англ. orphan control) — минимальное количество (1, 2 или 3) последних строк абзаца, которые могут оказаться в начале колонки или страницы.

По умолчанию два последних параметра имеют нулевое значение. Это значит, что на полосе печати или в колонке будет расположено ровно столько строк абзаца, сколько их возможно разместить.

Стиль абзаца — способ представления текста в пределах абзаца.

Стилевыми параметрами являются отступы слева и справа, величина отступа красной строки, расстояние между строками, отступы «до» и «после» абзаца, а также шрифт, начертание символов, их размер и некоторые другие характеристики. Они выбираются в каталоге Стиль программы Page Maker.

Один из наиболее приемлемых способов формирования абзаца — это создание особого стиля для основного документа. Он должен отличаться от стиля «Нормальный», которым по умолчанию оформляется каждый абзац (если не указывается другой стиль). Такой способ позволяет не затрагивать такие элементы текста, как заголовки, подзаголовки, другие элементы.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть