АКТИВ
Актив (лат. activus — деятельный) — 1) (англ. activists) ядро коллектива, группы или сообщества, выделяющееся своей деятельностью, энергичностью. Например, профсоюзный актив; читательский актив. 2) действительный залог в грамматике. 3) любая собственность организации. См. Балансовый отчёт. 4) совокупность прав, принадлежащих физическому или юридическому лицу. 5) (англ. assets) превышение доходов над расходами.
Противоположное: пассив (англ. liabilities).
В социологии представляет собой наиболее деятельную часть группы. В структуре группы актив рассматривается как высокоорганизованная микрогруппа, которая объединена вокруг своего лидера. Хотя действия входящих в актив людей самостоятельны, в целом автономно предпринимаемые действия осуществляются согласованно, нацелены на успех друг друга, преследуют общие цели. Такими чертами обладают действия «трёх мушкетёров»; разведгрупп; политбюро; коллегии, других коллективных руководящих органов и т.д.
По отношению ко всему коллективу или сообществу актив представляет собой более высокую ступень социализации и социального управления.
В экономике, бухгалтерии к активам компании обычно относят здания, оборудование, находящиеся в обращении акции и нечто неосязаемое, именуемое престижем фирмы.
Активы также воплощены в торговых марках компании. Торговыми марками торгуют и в прямом смысле слова — их продают и их покупают. Торговые марки, например, составляют активы, чья стоимость выражается в денежных суммах. Эта стоимость может быть превращена в наличность при продаже предприятия или при использовании торговой марки в рамках лицензии, торговли или франчайзинга.
Согласно закону РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в ред. Федерального закона от 11.12.2002 N 166-ФЗ), который введён в действие 17 октября 1992 г., владельцы товарных знаков могут ввести их в хозяйственный оборот как объекты интеллектуальной собственности в графе «Нематериальные активы».
Неосязаемый актив — ресурсы, не имеющие конкретно выраженной физической натуральной формы, но обладающие самоценностью, в силу которой они способны к увеличению дохода. Примером неосязаемого актива является эффективная реклама.
Невещественные активы — понятие бухгалтерского учёта, отражающее стоимость активов предприятия, в частности, товарного знака, имиджа, репутации, рекламы и т. д.
Невидимые активы — нематериальные (неосязаемые) активы: условная стоимость репутации и деловых связей, связей с общественностью, рекламы, интеллектуальной собственности, информационных ресурсов, патентов, авторских прав и т. д.
Нематериальные активы — невещественные субстанции, имеющие ценность, за которые уплачены деньги и которые способны приносить доход хозяйствующему субъекту. Такими являются, например, затраты на получение права пользования земельными участками или природными ресурсами, расходы на закупку патентов, лицензий на ноу-хау, программных продуктов. Нематериальными активами является также приобретение права на товарные знаки после уплаты за их регистрацию.
К нематериальным активам также относится плата за приобретение монопольного права и привилегий, включая лицензии на определённые виды деятельности.
В эту же группу входит получение права хозяйственной деятельности после платы за государственную регистрацию предприятия или права участия в биржевых торгах после взносов за брокерское место и т.д.
Нематериальные активы изнашиваются и их амортизация относится на себестоимость продукции (услуг) ежемесячно по нормам, рассчитанным предприятием, исходя из первоначальной стоимости и срока полезного использования.
По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы износа устанавливаются в расчёте на десять лет, но не более срока деятельности предприятия.
Иметь в активе (англ. have to one's credit) — иметь что-либо в качестве собственных достижений, успехов.