Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

ФОМА НЕВЕРУЮЩИЙ

Фома неверующий — название человека, который сомневается во всём, даже в самом очевидном; тот, кто стремится убедиться в истинности или, наоборот, ложности тех или иных фактов на своём собственном опыте.

Одно дело — пользоваться свидетельствами и опытом других, и совсем другое дело — испытать всё на своём собственном опыте, чтобы убедить в открытых истинах всех остальных.

Согласно Евангелию, Фома, с чьим именем устойчиво ассоциируется эпитет «неверующий», однако, не был ни богоненавистником, ни еретиком. Когда Христос шёл воскресить Лазаря, Фома высказал уверенность, что из этого путешествия ничего не получится доброго: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Иоан. 11:16). На самом деле в этих словах Фомы можно увидеть преданность и желание быть учеником Христа не только на словах, следовать Ему не только тогда, когда опасность не грозит, но именно тогда, когда речь идёт о жизни и о смерти.

Фома имел «доброе» сомнение в том, что Христос, его Учитель, любимый и преданный, распятый и погребённый, именно Он, — будто бы воскрес.

Действительно, Фомы не было среди апостолов, видевших Христа сразу по Воскресении. Слова сомневающегося: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» — это слова эдакого естествоиспытателя, человека, жаждущего по-настоящему пережить встречу с Богом, восполнить Пасху радостью о Христе. И Фома получает чаемое, явившийся Христос говорит ему: «Подай перст свой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим», а ошеломлённый Фома только восклицает: «Господь мой и Бог мой!».

Святитель Феофан Затворник размышляет: «Господь мой и Бог мой!» — воззвал святой апостол Фома. Ощущаете ли с какою силою ухватился он за Господа и как крепко держит Его? Не крепче держит утопающий доску, на которой чает спасённым быть от потопления. Прибавим, что кто не имеет таким Господа для себя и себя в отношении к Господу, тот ещё не верует в Господа, как следует... Такого рода события в духовной жизни христианина не воображаются только умом, а переживаются самим делом. Затем, как вера его, так и сочетание со Христом становятся крепки, как жизнь или смерть».

Так что Антипасха — скорее праздник для «добрых сомневающихся»: жаждущих новых открытий, ищущих и горящих, готовых именно в вере подражать Фоме.

См. Антипасха

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть