ВВЕДЕНИЕ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ
Введение в заблуждение (англ. misrepresentation) — действие, связанное с безчестной рекламой. См. также Контролирующие рекламу организации.
Большинство источников претензий, касающихся практики, вводящей в заблуждение, или безчестной рекламы, — это конкуренты, общественность и наблюдатели контролирующих организаций /101, с. 8893/.
Под рекламой, вводящей в заблуждение, следует понимать поданную информацию о товаре или услуге, создающую у потребителя искаженное представление об объекте рекламы. Согласно « Федеральному закону о рекламе» (в редакции Федеральных законов от 18.12.2006 N 231-ФЗ, … , от 10.07.2023 N 302-ФЗ, от 24.07.2023 N 359-ФЗ), к такой информации относятся «… реклама, в которой отсутствует часть существенной информации (ч.7 ст. 5 «Закона о рекламе»), а также реклама с использованием иностранных слов (п. 1 ч. 5 ст. 5 «Закона о рекламе»).
В российской и международной практике предусматривается несколько вариантов действий против рекламы, вводящей в заблуждение. Это постановление о приостановке или прекращении безчестной рекламы, а также штрафы. В настоящее время практика противодействия включает в себя контррекламу, подтверждение рекламных заявлений и возмещение ущерба потребителю.
Согласно статье 14.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ, введение потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев недобросовестной конкуренции, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Дела о нарушении законодательства о рекламе возбуждает и рассматривает антимонопольный орган (ч. 1 ст. 36 Закона «О рекламе»). Он делает это по собственной инициативе, по представлению прокурора, по обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц.
Как говорится в разъяснении Пленума ВАС РФ, в случае установления факта нарушения законодательства о рекламе органы ФАС России должны признать такую рекламу ненадлежащей и выдать рекламодателю (рекламораспространителю, рекламопроизводителю) предписание об устранении нарушения (п. 4 Постановления № 58). Также в п. 10 Постановления №58 разъяснено, что к ответственности за нарушение законодательства о рекламе могут быть привлечены рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель.
Введение потребителей в заблуждение — одно из наиболее частых нарушений Федерального закона «О рекламе».
Вот живой пример: маркетинговая служба известной торговой сети сделала смс-рассылку, указав в сообщении, что при покупке двух вещей в магазинах сети покупатель получит третью в подарок. Кроме того, в сообщении было указано, что покупателям, приобретшим товар в магазине в определённые числа месяца, будет начислено внушительное количество бонусных баллов, которые в будущем можно потратить на покупки в этом же магазине. При в смс-рассылке не было указано, что начисление баллов возможно только при условии совершения покупки на сумму от 1000 рублей. За это антимонопольный орган оштрафовал сеть на 100 000 рублей. Обратившись в суд, представитель торговой сети попытался оспорить наложенный штраф, но потерпел неудачу. Признавая решение антимонопольного органа законным, а штраф правомерным, суд указал, что в рекламе должна быть приведена исчерпывающая информация об условиях получения потребителем тех или иных преимуществ, подарков, бонусов и т.д. Поскольку в данном случае полные условия получения бонусных баллов озвучены не были, такая реклама вводит покупателей в заблуждение и является недостоверной, поэтому у контролёров были все основания для наказания продавца.
Согласительное решение — постановление, выдаваемое Федеральной торговой комиссией США и подписываемое рекламодателем, выражающим согласие приостановить демонстрацию вводящей в заблуждение рекламы /101, с. 89/.
Такое постановление представляет собой первый шаг в процессе правового регулирования после вынесенного определения в том, что реклама вводит в заблуждение. Федеральная торговая комиссия США просто извещает рекламодателя об обнаружении соответствующего факта и предлагает ему подписать согласительное решение о прекращении практики введения в заблуждение. Большинство рекламодателей подписывают такое решение с целью избежать негативного паблисити и возможного штрафа в сумме 10 тыс. долл. в случае отказа.
Постановление о приостановке и прекращении — имеющее юридическую силу постановление, требующее от рекламодателя прекратить незаконную практику. Такое постановление выносится, если рекламодатель отказывается подписать согласительное решение.
Процесс, ведущий к выдаче постановления о приостановке и прекращении, подобен судебному разбирательству. Один из арбитров по административному законодательству выступает в роли председательствующего, штатные юристы Федеральной торговой комиссии США представляют комиссию, а обвиняемая сторона имеет право на представительство своих адвокатов. Если арбитр по административному законодательству решает дело в пользу Торговой комиссии, выносится постановление, требующее от ответчиков «приостановить и прекратить» их незаконную практику. Решение может быть обжаловано в комиссии в полном составе из пяти её членов /101, с. 89/.
Контрреклама — мера, требуемая Федеральной торговой комиссией США, с помощью которой рекламодатель, допустивший необоснованное рекламное сообщение, обязан дать фактическую информацию, способствующую исправлению незаконного воздействия прозвучавшего ранее известия /101, с. 89–90/.
В случае установления факта нарушения законодательства Российской Федерации рекламе нарушитель обязан осуществить контррекламу в срок, установленный федеральным антимонопольным органом (его территориальным органом), вынесшим решение об осуществлении контррекламы. При этом нарушитель несёт расходы по контррекламе в полном объёме (п.1 ст.29 Закона «О рекламе»).
Согласно ст. 2 указанного выше закона, контрреклама – это опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий. Несмотря на то, что в п.1 статьи 29 указано на обязанность нарушителя осуществить контррекламу, в случае установления факта нарушения законодательства о рекламе. Не всякое нарушение законодательства о рекламе влечёт за собой обязанность осуществления контррекламы. Контррекламу обязан осуществить нарушитель от своего имени, а не от имени антимонопольного органа.
Согласно российскому законодательству, контрреклама требуется Торговой комиссией, когда по результатам исследования реакции потребителей определяют, что соответствующая рекламная кампания долгое время способствовала упрочению ложного доверия к рекламируемой продукции.
В США, нарушившая закон фирма обязывается разместить контррекламу, опровергающую ложное впечатление от предыдущей рекламы. Цель контррекламы не в наказании фирмы, а в предотвращении дальнейшего введения потребителей в заблуждение. Федеральная торговая комиссия США может потребовать, чтобы фирма демонстрировала контррекламу, даже если спорная рекламная кампания прекращена.
Исправленная реклама — реклама, в которой устранены элементы, вводящие в заблуждение. Эта реклама требуется, когда установлено, что первоначальная реклама длительное время создавала ложное впечатление.
Обоснование рекламных заявлений — подтверждение фактами и доказательствами соответствия рекламы действующему законодательству. Ответственность за обоснование рекламы в США возлагается на рекламодателя, а опровергать обоснованность заявления не входит в обязанности Федеральной торговой комиссии.
В качестве обоснования используются различные источники, включая научные исследования и мнения специалистов.
Возмещение ущерба потребителю — если кто-либо стал жертвой практики введения в заблуждение, то Федеральная торговая комиссия США обладает властными полномочиями добиваться возмещения ущерба потребителю. Такое положение содержится в законе Магнусона-Моса, который принят в 1975 г.
Комиссия может вынести постановления об аннулировании или переоформлении контрактов; возврате денег или собственности; выплате понесённого ущерба, а также извещении в открытой печати.