Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

БУРЯТЫ

Буряты (англ. Buryat) — монгольский народ в России, составляющий коренное население Бурятии.

Самоназвание: буряад; баряад.

Общая численность — 520 тыс. человек (на 1998 г.), при этом в самой Бурятии проживает 250 тыс. человек. В целом в России проживает 420 тыс. бурят. Примерная численность бурят в настоящее время (2024 г.) оценивается различными источниками от 550 тысяч до 690 тысяч чел.

Согласно данным последней переписи населения, проводившейся в 2021 г., численность бурят, проживающих в Российской Федерации, составляла 461 389 чел.

Живут преимущественно в Республике Бурятия (286 839 чел.), Иркутской области (77 667 чел.), в том числе Усть-Ордынском Бурятском округе (49871 чел.), Забайкальском крае (73 941 чел.), в т.ч. Агинском Бурятском округе (50 125 чел.).

В Монголии, по официальным данным, проживают около 60 тыс. бурят, имеющих монгольское гражданство, по не официальным данным около 100 тыс., причём в указанное количество не входят буряты, имеющие российское гражданство, но проживающие в Монголии. Буряты, имеющие монгольское гражданство – это второе и третье поколение представителей этого народа, оставшиеся в Монголии после проведения чёткой российско-монгольской границы и запрета для бурят на перекочёвки по обе стороны границы в 1920-1930 гг.

На Северо-Востоке Китая также проживают 70 до 160 (по разным оценкам) тысяч бурят. Сегодня китайские буряты говорят на монгольском и китайском языке, а бурятский язык в Китае считается одним из диалектов. Помимо этого, небольшие диаспоры бурятов имеются в других странах, в т.ч. Казахстане, Украине, Белоруссии, США и Канаде.

Буряты — это самый северный монгольский народ, коренной народ России, считающийся отдельной от монголов национальностью. В то время как в Монголии официально числятся одной из этнических групп монголов, хотя согласно данным последним генетическим исследованиям, ближайшими родственниками бурят являются всё же корейцы.

Буряты имеют свой уникальный язык и культуру, которые сочетают элементы монгольской, тибетской и русской традиций. Исконными занятиями бурятов являются охота, рыбалка и скотоводство.

Народ образовался и освоился в районе озера Байкал, ранее эта территория носила название Баргуджин-Токум, а сейчас – Бурятия.

Предки этого народа курыканы и байырку начали осваивать земли по обе стороны Байкала, начиная с VI в.

Первые заняли Предбайкалье, а вторые заселили земли к востоку от Байкала.

Постепенно, начиная с X в. эти этнические общности начали взаимодействовать более тесно друг с другом и к периоду создания Монгольской империи образовали единую этническую группу под названием баргуты.

В конце XIII в. из-за междоусобных войн баргутам пришлось покинуть свои земли и уйти в Западную Монголию. В XV в. они перешли в Южную Монголию и стали частью юншиэбуского тумена монголов.

На свою родину баргу-буряты вернулись только в XIV в. после того, как часть восточных монголов двинулась на запад к землям ойратов. Позже на них стали нападать халхи и ойраты, в результате часть баргу-бурят оказалась под влиянием халхаских ханов, часть вошла в состав ойратов. В этот период началось завоевание бурятских земель Русским государством, которое закончилось после подписания Буринского договора между Россией и Китаем в 1727 г.

Проникновение русских на территорию современной Бурятии началось в 1620-х гг. Многочисленные военные столкновения русских казаков и ясашных бурятов относятся к первой половине XVII в.

В 1648-1658 гг. западные буряты приняли русское подданство, им была назначена уплата ясака (в России XV — начала XX вв. натуральный налог с народов Сибири и Севера, главным образом пушниной).

В 1630-х - 1660-х гг. часть бурятских племён перекочевала в Монголию, однако, после начала гражданской войны в Монголии и вторжения джунгарского правителя Галдана-Бошокту-хана (1671-1697 гг.) в 1688 г., началось обратное переселение монголов в Бурятию, продолжавшееся с 1665 г. по 1710 г. (хондогоры).

Во второй половине XVII в. русское подданство приняли восточные буряты, куда с 1672 г. стали часто вторгаться отряды монголов.

Ко времени прихода русских буряты состояли из пяти основных племён:

булагаты – на Ангаре и её притоках Унге, Осе, Иде и Куде;

эхириты (эхэриты) – по верховьям Куды и Лены и притокам последней Ман-зурке и Анге;

хонгодоры – на левобережье Ангары, по низовьям pек Белой, Китоя и по Иркуту;

хоринцы – на западном берегу Байкала у р. Бугульдеихи, на острове Ольхон, на восточном берегу Байкала в Кударинской степи, по р. Уде и у Еравнинских озер;

табунуты (табангуты) – по правобережью р. Селенги в районе низовьев Хилока и Чикоя.

После присоединения к России также прекратились внутренние конфликты, начался процесс консолидации различных групп и племён, обладавших культурной и языковой близостью.

К концу XIX в. образовалась новая социальная общность — бурятский народ.

Смешиванию с русскими и распространению русской культуры способствовало переселение в XVIII-XIX вв. в Забайкалье старообрядцев-семейских, а в конце XIX – начале XX вв. – крестьян, аграрных переселенцев. Результатом крещения бурятов явилось складывание новой этнической группы бурятов – метисов карымов.

Но часть бурятов так и осталась на территориях, находящихся под контролем Китая, и там их называют баргутами.

В начале XX в. буряты и баргуты совершили несколько попыток создания независимого от России и Китая, но все они были безуспешными.

Традиционная мужская одежда включает в себя кожаную куртку, плотные брюки и сапоги из мягкой кожи. У женщин традиционная одежда состоит из шёлковых платьев, которые могут быть украшены вышивкой, бусами или перьями. Важную роль в традиционной одежде играют также шапки и шарфы, которые защищают от холода и ветра.

Сегодня многие буряты одеваются так же, как и другие жители России, но традиционная одежда всё ещё используется во многих ситуациях, включая праздники, традиционные мероприятия и выступления национальных ансамблей.

Верабуддизм, шаманизм и православие, их культура насыщена мифами, легендами, танцами и музыкой.

На вероисповедании бурятов отразилось влияние монгольских племён.

Изначально, как и многие монгольские племена, буряты исповедовали шаманизм, который в научной среде чаще определяют как пантеизм или тенгрианство, а монголы называли хара шашын, что переводится как «чёрная вера».

Буряты всегда с благоговением относились к природе, почитали небо, считали его верховным божеством и называли Вечное Синее Небо (Хухэ Мунхэ Тэнгри). Природу и её силы — воду, огонь, воздух и солнце они считали одушевлёнными. Ритуалы проводили на открытом воздухе. Считалось, что так можно достичь единства между человеком и силами воздуха, воды и огня.

Ритуальны праздники в шаманизме называются тайлаганы, их проводили недалеко от озера Байкал, в местах, которые особо почитались. Буряты воздействовали на духов через жертвоприношение и соблюдение особых традиций и правил. Оправлявшие обряды служители культа, шаманы, были особой кастой. Они были одновременно и верховными жрецами, и сказителями, и целителями, и советниками, и манипулирующими сознанием психологами. Стать шаманом мог только человек с шаманскими корнями. Их обряды очень впечатляли, иногда посмотреть на них собиралось большое количество людей, до нескольких тысяч. Когда в Бурятии начали распространяться христианство и буддизм, шаманизм стал притесняться. Но эта древняя вера глубоко залегла в основу мироощущения бурятского народа и не может быть полностью уничтожена. По сей день сохранились многие традиции шаманизма, а духовные памятники и сакральные места являются важной частью культурного наследия бурят.

С конца XVI в. в Бурятии стал распространяться буддизм. Первыми его начали исповедовать буряты, проживавшие на восточном берегу Байкала.

В XVII в. на территории современной Бурятии появилась одна из форм буддизма — ламаизм. Буряты привнесли в него атрибуты древней веры шаманизма: одухотворение природы и природных сил, почитание духов-хранителей. Постепенно на территорию Забайкалья пришла культура Монголии и Тибета.

В 1741 г. императрица Елизавета Петровна подписала указ, который признал ламаизм одной из официальных религий на территории Российской империи. Официально утверждён штат из 150 лам, которых освободили от уплаты налогов. Дацаны стали в Бурятии центром развития тибетской медицины, философии и литературы. После революции 1917 г. всё это прекратило своё существование, дацаны разрушили и закрыли, лам репрессировали.

Возрождение буддизма снова началось только в конце 1990-х годов, и сегодня Бурятия является центром буддизма в России.

В 1721 г. в Бурятии создана Иркутская епархия, с которой начато развитие христианства в республике.

У западных бурят стали отмечаться такие праздники, как Пасха, Ильин день, Рождество. Христианству в Бурятии сильно препятствовала приверженность населения к шаманизму и буддизму. Российские власти решили повлиять на мировоззрение бурят посредством православия, началось строительство монастырей, власти использовали и такой метод, как избавление от налогов при условии принятия православной веры. Браки между русскими и бурятами начали поощряться, и уже в начале XIX в. из всего населения бурят 10% были метисами, а к концу XIX в. насчитывалось уже 85 000 православных бурят.

С началом революции 1917 г. христианская миссия ликвидирована. Деятели церквей, особенно самые активные, сосланы в лагеря или расстреляны.

После Второй мировой войны некоторые православные храмы возрождены, но официально православная церковь признана в Бурятии только в 1994 г.

Сегодня на территории проживания бурят существуют все эти три религии – буддизм, христианство и шаманизм.

Буряты имеют множество уникальных традиций, которые отражают их историю, культуру и образ жизни.

Поскольку традиционным занятием для бурят считается скотоводство, то и традиционное жилище у них соответствующее, как и у большинства кочевых народов – юрта. Но в отличие от народов Центральной Азии, юрты у бурят бывают как войлочные (hэеы гэр), так и деревянные (модон гэр).

Деревянные юрты изготавливаются в виде сруба из бруса или брёвен, бывают шести- и восьмиугольные, без окон, в крыше – большое отверстие для выхода дыма и освещения. Крыша устанавливалась на четыре столба — тэнги. Иногда устраивался потолок.

Войлочные же юрты обычные — круглые, тоже без окон, но с отверстием на крыше над очагом и деревянной дверью. Все элементы лёгкой конструкции унифицированы под рост человека и без проблем транспортируются вьючными животными. Среди конструктивных элементов бурятской юрты особое внимание уделяется верёвкам, которые, предпочтительно, должны быть изготовлены из конского волоса. В мифах этого народа говорится, что именно на конском волоске с небес на землю боги спускают счастье и благодать. Эти поверья сохранились до наших дней.

После того, как Бурятия начала заселятся русскими и казаками, здесь активно развернулось строительство деревянных домов в традиционном для России виде.

А в XIX в. деревянные дома и избы стали строить для себя уже и буряты, особенно зажиточные. Но и в таких домах и избах сохранялось всё убранство элементов национального жилища бурят. Внутри помещение делилось на две половины: правая была мужской, левая женской. На одной из стен мужской половины обязательно вешались лук, стрелы, сабля, ружьё. На левой, женской, половине располагалась кухня с печью, обеденный стол с лавками, кладовки. Перед жилищем буряты устанавливали коновязь (сэргэ), которая обычно выполнена в виде столба с орнаментом.

Охота и рыбалка также считаются традиционными для бурят занятиями. Они имеют древнюю историю в культуре бурятов и до сих пор являются важной частью их образа жизни. Буряты охотятся на различных животных, таких как олени, сибирские косули и дикие кабаны, а также рыбачат на озёрах и реках в регионе.

Национальная бурятская музыка имеет свой уникальный звук, который сочетает традиционные инструменты, такие как ирбээтэй, хомус и другие, с пениями и хороводами. Традиционные танцы, такие как «баялал» и «сагаалган», являются важной частью многих праздников и торжественных мероприятий.

Кулинарные традиции бурятов включает в себя мясо, рыбу, овощи, злаки и другие продукты. Национальные блюда: позы (аналог азиатских мант или китайских баоцзы ), буузы (вареники), сагудай» (кожух из оленя), многие другие.

Бурятский (англ. Buryat) — относящийся к бурятам, их национальному мировоззрению, характеру, языку, а также к самой Бурятии, её территории, устройству, истории, культуре, производству.

Бурятский язык (англ. Buryat, the Buryat language, бурят. – буряад хэлэн) — язык, который относится к северо-монгольской группе монгольских языков.

Бурятский язык распространен в Республике Бурятия, Иркутской области и Забайкальском крае России, а также в Монголии и Китае.

Морфологический строй – агглютинативный. В имени представлены категории падежа, числа и принадлежности. У глаголов имеется личное спряжение, категории залога, вида, времени и наклонения, богатая система причастных и деепричастных форм. Стандартный порядок слов в бурятском предложении «субъект + объект + предикат»; определение предшествует определяемому. Полипредикативные конструкции «алтайского типа». В лексике значительно количество заимствований из русского языка.

На территории России родственным бурятскому является калмыцкий язык. Хамниганский язык из группы тунгусо-маньчжурских языков оказался полностью ассимилирован бурятским языком и представляется уже одним из его говоров. Такая же участь постигла язык сойотов — тюрков по происхождению. За пределами России родственными бурятскому являются монгольские языки и диалекты: монгольский, монгорский, баоаньский, дунсянский, дагурский, а также могольский язык, распространенный в одной из областей Афганистана.

Письменность организована на основе русского алфавита. Буряты единственный народ в Сибири, обладающий письменным историческим достоянием.

С конца XVII в. до 1931 г. буряты пользовались старомонгольским вертикальным алфавитом на основе уйгурского письма. Им пользовались только восточные буряты (селенгинские, агинские, баргузинские и особенно хоринские). Западные буряты (нижнеудинские, аларские, балаганские, капсальские, тункинские, кудинские, эхирит-булагатские, баргузинские) не имели письменности.

В 1931 г. введена латинская графика, а в 1939 г. – вариант кириллицы.

По архивным данным, в 27 действовавших в 1934 г. дацанах насчитывалось 150 тыс. книг. А ликвидированных к этому времени 20 дацанах находилось в среднем по 5 тыс. книг в каждом. Например, в библиотеке Агинского дацана находилось 15 тыс. томов.

Булагаты — название приангарских бурят, упоминаемых в письменном памятнике Бурятская Правда (1693 г.).

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть