ОБРЯД ВЕНЧАНИЯ
Обряд венчания — порядок действий по заключению христианского брака в церкви.
Обряд венчания начинается с приезда в церковь жениха со своими шаферами. Они ожидают прибытия невесты со своими шаферами. У молодых должны быть венчальные иконы — Спаситель Иисус Христос и Богородица, которые являются семейными святынями и должны быть освящены в храме.
Священник в полном облачении нисходит с алтаря через царские врата, держа в руках Крест и Евангелие. Кольца для обручения заранее кладут на престол, что означает их освящение, благословение от самого Бога во имя продолжения рода людского и вечной любви жениха и невесты, в этот миг становящихся мужем и женой.
Священник с двумя зажжёнными свечами трижды благословляет молодых, передавая им эти свечи, свет которых призван нести свет радости и счастья, стать символом чистоты и целомудрия. Этот свет подобен искрам Божьим, и супружеская чета обязана всю свою жизнь прилагать усилия, чтобы не дать угаснуть этим искрам в неизбежной жизненной суете сует.
После обручения жених и невеста в знак единодушия, согласия и взаимопомощи в предстоящем браке трижды обмениваются кольцами при участии священника. Кольца могут быть из одинакового металла, а также иметь украшения из драгоценных камней, как и древнее «положение печати». По уставу кольцо жениха должно быть золотым, а невесты — серебряным, а после тройной перемены колец у жениха остаётся серебряное кольцо невесты, а у неё — золотое, как залог верности. Но ныне допустимы кольца, которые имеются у пары.
Начинается главная церемония христианского обряда венчания — чин венчания. Жених и невеста становятся на разостланный на полу белый, реже розовый, плат перед аналоем, на котором лежат Крест и Евангелие. Священник предлагает молодым перед лицом друг друга, Бога, всех присутствующих чистосердечно подтвердить свободное и непринуждённое желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брачные отношения.
После получения утвердительных ответов священник произносит три молитвы, испрашивая благословение Божие на сочетающихся браком, вспоминаются благочестивые супружеские союзы Ветхого и нового Заветов. Священник объявляет брак заключённым.
Выносятся венцы — богато украшенные короны, подобные царским, и возлагаются на головы молодым. Иногда венцы не надевают прямо на головы молодым, их держат над ними друзья — шаферы.
Священник с венцом в руках осеняет жениха крестным знамением, даёт жениху приложиться к образу Спасителя на его венце и после надевает венец ему на голову. Благословляет таким же образом и невесту, давая приложиться невесте к образу Богоматери.
Затем священник трижды произносит напутственные слова и благословляет молодых. Присутствие Божие в супружестве подаёт радостную надежду на то, что брачный обет сохранится не только «пока смерть не разлучит», но и на небесах. Читаются молитвы. Поётся «Отче наш», и священник благословляет общую чашу, символизирующую общую судьбу, общие радости и печали, общую жизнь перед Богом.
Приносится чаша с вином — символ жизненной чаши радостей и скорбей, которую супруги должны испить до конца. Чаша передаётся в три приёма.
Передав чашу, священник соединяет правые руки молодых, трижды обводит их вокруг аналоя под пение свадебных тропарей. Круг — символ того, что Таинство совершено навечно, хождение за священником — символ служения Церкви.
По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов и произносит напутственную молитву (слово назидания). Новобрачных подводят к царским вратам в знак того, что через всю свою жизнь они должны пройти вместе, рука об руку.
Венчание совершается в церкви в присутствии родных и друзей новобрачных.
Отсутствие родительского благословения на венчание при условии, что жених и невеста достигли брачного возраста и уже состоят в гражданском браке, не является препятствием для совершения таинства.
Каждое браковенчание должно совершаться отдельно: одновременное венчание нескольких пар никогда не позволялось.
Согласно каноническим правилам, не разрешается венчание в течение всех четырех постов, в сырную седмицу, пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (святки). По благочестивому обычаю не принято совершать браки в субботу, а также накануне двунадесятых великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселье и развлечениях. Кроме того, в русской православной церкви венчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней — среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи и Воздвижения креста Господня.
См. Венчание