ВЕНЧАНИЕ
Венчание (в корне слова: венец; исп. matrimonio; англ. wedding) — 1) христианский церковный обряд бракосочетания, символом которого является возложение на жениха и невесту венца (короны), провозглашение брачного союза и освящение единства помыслов молодых, образующих семью. См. Венец. 2) см. Коронация.
Синонимы: венчанье, христианское бракосочетание.
Приметы, поверья: Под венцом невеста крестится покрытой рукой, чтобы жить богато. Венчальные свечи разом задувают, чтобы жить вместе и умереть вместе. Если невеста под венцом уронит платок, то скоро умрёт. Обручальное кольцо под венцом уронить — не к доброму житью. Погасшая венчальная свеча – предвещают всевозможные неприятности, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов.
В наше время (XXI в.) церковный брак лишен гражданской юридической силы, поэтому венчают, как правило, супругов, уже зарегистрировавших свой гражданский брак в ЗАГСе.
Венчание относится к одним из семи таинств христианской церкви, который по значению равен крещению, т.е. рождению, вхождению в мир Божий нового человека. В данном случае в мир Божий входит новая семья. Новобрачные при венчании дают обет перед лицом Бога. Этот обряд наполнен великой духовной силой и смыслом, освящающим и помогающим молодым достойно пройти свой жизненный путь.
Венчание совершается священником из белого духовенства (немонашествующего) после обручения молодых.
При совершении богослужения совершается Таинство, а также благословение и освящение христианского брака. Таинство состоит из двух частей — обручения и венчания. В прошлом обручение и венчание были отделены друг от друга во времени, обручение совершалось при помолвке и могло быть впоследствии расторгнуто, ныне (XXI в.) совмещены в едином обряде.
На христианском Востоке с VI века вошли в употребление брачные венцы, которые возлагались на молодых. Сначала это были венки из цветов, позже их стали изготавливать из серебра и золота с драгоценными камнями, придавая им форму царской короны. Венец является одним из символов нового достижения, ибо человек — венец природы. Весь обряд венчания нацелен на то, чтобы душам молодых придать максимум достоинства, поэтому впервые над женихом и невестой появляется столь великий символ, каким является венец. Владыка, по философии наших предков, обязан не только господствовать, но и охранять, защищать, ценить и приумножать обретённое достояние. Такие воззрения не утратили своей актуальности и поныне.
В древности новобрачные семь дней после венчания носили венцы и на восьмой с молитвами священника их слагали.
Обряд венчания — порядок действий по заключению христианского брака в церкви.
Обряд венчания начинается с приезда в церковь жениха со своими шаферами. Они ожидают прибытия невесты со своими шаферами. У молодых должны быть венчальные иконы — Спаситель Иисус Христос и Богородица, которые являются семейными святынями и должны быть освящены в храме.
Священник в полном облачении нисходит с алтаря через царские врата, держа в руках Крест и Евангелие. Кольца для обручения заранее кладут на престол, что означает их освящение, благословение от самого Бога во имя продолжения рода людского и вечной любви жениха и невесты, в этот миг становящихся мужем и женой.
Священник с двумя зажжёнными свечами трижды благословляет молодых, передавая им эти свечи, свет которых призван нести свет радости и счастья, стать символом чистоты и целомудрия. Этот свет подобен искрам Божьим, и супружеская чета обязана всю свою жизнь прилагать усилия, чтобы не дать угаснуть этим искрам в неизбежной жизненной суете сует.
После обручения жених и невеста в знак единодушия, согласия и взаимопомощи в предстоящем браке трижды обмениваются кольцами при участии священника. Кольца могут быть из одинакового металла, а также иметь украшения из драгоценных камней, как и древнее «положение печати». По уставу кольцо жениха должно быть золотым, а невесты — серебряным, а после тройной перемены колец у жениха остаётся серебряное кольцо невесты, а у неё — золотое, как залог верности. Но ныне допустимы кольца, которые имеются у пары.
Начинается главная церемония христианского обряда венчания — чин венчания. Жених и невеста становятся на разостланный на полу белый, реже розовый, плат перед аналоем, на котором лежат Крест и Евангелие. Священник предлагает молодым перед лицом друг друга, Бога, всех присутствующих чистосердечно подтвердить свободное и непринуждённое желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брачные отношения.
После получения утвердительных ответов священник произносит три молитвы, испрашивая благословение Божие на сочетающихся браком, вспоминаются благочестивые супружеские союзы Ветхого и нового Заветов. Священник объявляет брак заключённым.
Выносятся венцы — богато украшенные короны, подобные царским, и возлагаются на головы молодым. Иногда венцы не надевают прямо на головы молодым, их держат над ними друзья — шаферы.
Священник с венцом в руках осеняет жениха крестным знамением, даёт жениху приложиться к образу Спасителя на его венце и после надевает венец ему на голову. Благословляет таким же образом и невесту, давая приложиться невесте к образу Богоматери.
Затем священник трижды произносит напутственные слова и благословляет молодых. Присутствие Божие в супружестве подаёт радостную надежду на то, что брачный обет сохранится не только «пока смерть не разлучит», но и на небесах. Читаются молитвы. Поётся «Отче наш», и священник благословляет общую чашу, символизирующую общую судьбу, общие радости и печали, общую жизнь перед Богом.
Приносится чаша с вином — символ жизненной чаши радостей и скорбей, которую супруги должны испить до конца. Чаша передаётся в три приёма.
Передав чашу, священник соединяет правые руки молодых, трижды обводит их вокруг аналоя под пение свадебных тропарей. Круг — символ того, что Таинство совершено навечно, хождение за священником — символ служения Церкви.
По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов и произносит напутственную молитву (слово назидания). Новобрачных подводят к царским вратам в знак того, что через всю свою жизнь они должны пройти вместе, рука об руку.
Венчание совершается в церкви в присутствии родных и друзей новобрачных.
Отсутствие родительского благословения на венчание при условии, что жених и невеста достигли брачного возраста и уже состоят в гражданском браке, не является препятствием для совершения таинства.
Каждое браковенчание должно совершаться отдельно: одновременное венчание нескольких пар никогда не позволялось.
Согласно каноническим правилам, не разрешается венчание в течение всех четырех постов, в сырную седмицу, пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (святки). По благочестивому обычаю не принято совершать браки в субботу, а также накануне двунадесятых великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселье и развлечениях. Кроме того, в русской православной церкви венчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней — среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи и Воздвижения креста Господня.
Венечная память — приказ благочинного о повенчании, брачное свидетельство. См. Венечная память.
Венчаться — 1) сочетаться браком по церковному обряду. Например, венчаться в церкви. 2) короноваться.
Венчать — 1) совершать христианский церковный обряд бракосочетания. 2) возложить на кого-либо венец или венок в знак присвоения высокого звания. Например, венчать полководца лавровым венком. 3) успешно завершить какое-либо дело. 4) находиться на верху чего-нибудь. Например, здание венчает башенка с острым шпилем.
Пословицы: Где венчают, там и отпевают. Сегодня венчался, а завтра скончался. Худой поп свенчает, хороший не развенчает. Коли помер, так не венчать, а отпевать надо. Трижды венчан, а жена одна.
Синонимы: повенчать, обвенчать, свенчать, венчевати.
Языческое венчание — венчание, которое не признаётся христианской церковью.
Такой обряд не приводил к образованию брачного союза, поскольку совершался низменным образом, как у животных. О таком венчании говорили: венчать вокруг ели, вокруг куста.
Венчание на царство – обряд восхождения на трон русских царей, пришедший в Россию из Византии.
«Воздадите Божие – Богови, а Кесарева – Кесареви», – говорил Иисус.
«Помазанниками Божьими» назывались русские цари.
Внутренний смысл венчания читается в коленопреклонённой молитве, когда венчающийся на царство обращается к «Небесному Престолу», моля о Наставлении, Мудрости, способности управления вверенными людьми.
Акт венчания на царство символизировал сакральность особы государя как наместника Бога на земле.
Впервые этот обряд на Руси введён Иваном III. Правителю, освободившему государство от монгольской зависимости и объединившему земли вокруг Москвы, необходим был новый, более престижный статус, скромные церемонии, проводимые прежде русскими князьями, его не устраивали. В 1489 г. Иван Третий венчал на царство своего внука Дмитрия, впервые возложив на него бармы и шапку Мономаха.
Следующий обряд венчания на царство состоялся 16 января 1547 г. На юного Иоанна IV, вошедшего в историю под именем Грозный, митрополитом Иоанном в Успенском соборе при большом скоплении людей разных сословий надеты знаки царского сана – крест Животворящего Дерева, бармы и шапка Мономаха. Он же возвёл венчающегося на царское место, где на него возложена золотая цепь Мономаха. После приобщения Святых Тайн Иоанн помазан миррой. Отныне московские князья стали именоваться «царями».
В 1561 г. в Москву привезена грамота, подписанная 36 митрополитами и епископами греческими, в которой говорилось, что московские цари происходят по крови от истинных царей, а именно – от греческой царевны Анны.
Позже во время венчания на царство митрополиты стали подавать принимающим власть государям ещё скипетр и державу.
Некоторые изменения в обряде венчания на царство произошли при Фёдоре III Алексеевиче, родном брате царевича Иоанна и сводном брате Петра I, состоявшемся 28 июня 1676 г. Как писали церковные летописцы, для принятия Святых Тайн юный царь (Фёдору на тот момент было 15 лет) введён митрополитом через царские врата в алтарь, где у Престола и приобщился как приобщаются священнослужители. Также позже короновались и цари-братья Иоанн и Пётр Алексеевичи.
С принятием Петром императорского титула изменился и обряд венчания на царство. Если до этого первую роль доверяли патриарху или митрополиту, то после петровской реформы она перешла к самому коронующемуся. Когда было уничтожено патриаршество, Петр Великий 7 мая 1724 г. сам венчал на царство свою супругу, императрицу Екатерину I. Император возложил на царицу мантию, а затем корону, вручил державу и сам подвёл её к царским вратам для миропомазания.
При приготовлении к коронации Екатерины Второй все бриллиантщики России были причастны к изготовлению новой императорской короны. 22 сентября 1762 года состоялось коронование. Во время священнодействия Екатерина Вторая первая из царственных особ собственноручно поместила на голову корону.
Император Павел Первый, сын Екатерины Второй, стал первым из российских императоров, короновавшимся вместе с супругой. Торжественный въезд императорской четы в столицу состоялся 28 марта 1797 г. По совершению обряда над собой император снял корону и прикоснулся к челу императрицы, а затем надел корону на себя. Далее подана корона меньшего размера, которую император лично возложил на голову супруги, после этого на неё была возложена цепь ордена Андрея Первозванного и императорская порфира.
Император Николай I Павлович стал единственным из русских самодержцев, которые прошли обряд венчания на царство дважды. В первый раз 22 августа 1826 года в Москве и затем 12 мая 1829 года в Варшаве.
Первый обряд производился митрополитом Серафимом. После литургии Николай I сложил с себя корону и оставался без неё во всё время священнодействия. Когда были отворены царские врата – вышли из алтаря священнослужители, вслед за государем приблизилась к алтарю супруга императора Александра Фёдоровна. Затем император и императрица приняли обряд миропомазания. Император был причащён как священник и принял причастие. На второе венчание в Варшаве (12 мая) жители города собрались около Царского дворца. Когда император из тронного зала направился в дом для коронования, прозвучал 71 выстрел. Примас царства Польского подал Николаю I скипетр. Государь принял цепь ордена Белого Орла. Затем государь посетил собор Святого Иоанна. Три дня длились праздничные обеды и провозглашён манифест, дарующий много милостей.
26 августа 1856 г. состоялось венчание на царство Александра II, стяжавшего в мире почётное звание «Царя Освободителя». Он венчался тоже вместе с супругой Марией Александровной.
Венчание на царство четы императорской Александра III и Марии Федоровны происходило 15 мая 1883 г. в Москве. Они следовали к месту торжества по балдахином, который несли 16 генералов и 16 генерал-адъютантов. Троном для императорской четы служили престольное место царя Михаила Фёдоровича и так называемые «алмазные кресла» царя Алексея Михайловича.
Сам обряд венчания на царство Николая II ничем особым не отличился, а вот последующие за ним события стали одной из отправных точек к свержению императорской власти в России.
Венчательство — производство венчания.
Венчальный — относящийся к венчанию, свойственный обряду венчания.
Синоним: подвенечный.
Венчальное полотенце — полотенце, которое посылает невеста через сватов своему жениху в знак согласия пойти под венец. Атрибут предсвадебного обряда.
Венчальное — плата церкви за венчание.
Синонимы: повенечное, повенчальное.
Венчатель — священник, совершающий обряд венчания.