СВАДЕБНЫЙ ВЕНОК
Свадебный венок – один из основных атрибутов свадебного обряда, который использовался у восточных славян наряду со свадебным деревцем, хлебом и знаменем.
Является символом брака, как и другие кольцевидные или круглые свадебные предметы: кольцо, калач, каравай.
Венок невесты тесно смыкается с девичьими головными уборами («перевязкой», «повязкой», «налобнем» и т.п.), в т.ч. со специальными свадебными венками, которые просватанная невеста носит перед венчанием («венцом», «коруной», «плачеей», «волей», «лентой» и др.)
Брачная символика венка отражена в любовной магии и девичьих гаданиях о замужестве, в обычае вручать девушке венок в знак сватовства, в обрядовом использовании венков на свадьбе.
Долгое время свадебные венки плелись только из настоящих цветов. Для его изготовления использовались различные растения: барвинок, самшит, рута, розмарин, калина, лавр, мирт, виноградная лоза, базилик и т.д.
Для оберега, деторождения, любви, богатства или счастья в свадебный венок вплетают или вкладывают чеснок, лук, жгучий перец, красные нитки, хлеб, овёс, любисток, монеты, сахар, изюм, кольцо.
Надевание свадебного венка невесте нередко предварялось обрядовым расплетением косы: одну косу расплетали и заплетали две косы, которые также указывали на новый статус невесты. Причём жених и его дружина должны были «выкупить» косу невесты у брата или других родственников.
Во время свадьбы наступал определенный момент, когда с головы невесты снимали венок – символ девичества и надевали (повязывали) головной убор замужней женщины – платок.
В зависимости от региональных традиций и обычаев венок с головы невесты снимали или перед первой брачной ночью, или после неё или после разделения свадебного каравая в доме жениха. Чаще всего это делали женщины – мать невесты или свекровь, в южных регионах – мужчины (свёкор, кум, сват, деверь). Затем опять-таки сват или шафер мерили венок незамужним девушкам. Считалось, какая из девушек первой после невесты наденет её венок, та раньше остальных вступит в брак. Поэтому строго придерживались традиции, чтобы первой венок надела старшая подружка невесты, а затем остальные девушки в соответствии с возрастом, заканчивая самой младшей. У некоторых народов существует обычай выкупа венка невесты теми, кто пришёл на свадьбу и сам мечтал выйти замуж или жениться.
Долгое время венок наголову в день свадьбы могла надеть только невеста, сохранившая невинность до свадьбы. Не имели права надевать его на голову выходящая замуж вдова (у черногорцев она носит его на плечах или на поясе) или невеста, утратившая невинность до свадьбы. У некоторых народов, впрочем, даже такая невеста могла себе позволить украсить голову половинкой венка, но только не из цветов апельсинового дерева. Но этот принцип утратил своё действие одновременно с традицией делать венки невесты только из живых цветов.
Свадебные венки и букетики, сделанные из восковых цветов, пришли в Россию из Европы. К восковым цветам добавляли листики из бумаги, атласных или щёлковых лоскутков, бусинки. Такие венки назывались «флёрдоранж», что значит «цветок апельсина» или белоснежные цветки померанцевого дерева. Для жениха делалась бутоньерка в пару к свадебному венку. Украшения были дорогостоящими, поэтому доступны лишь людям состоятельным. Во флёрдоранжевый гарнитур входили венок, брошь для пояса и веточки для украшения рукавов платья. Их после свадьбы укладывали за образами и хранили всю жизнь как оберег.
См. Венок