ВЕНЦЫ
Венцы — 1) брачные короны, возлагаемые на жениха и невесту в церкви во время венчания. 2) светлые туманные кольца вокруг диска Солнца или Луны, окруженные одним или несколькими радужными кольцами; обусловлены дифракцией света в капельках тонких облаков.
В русской культуре венец появился ещё в дохристианские времена. Тогда существовал обычай надевания венков из невянущих растений – лавра или мирта – на головы жениха и невесты. Эти венцы молодожены носили 7 дней, а на восьмой день священник читал над ними особую молитву «на разрешение венцов» и лишь после этого венцы снимали. Молитва эта и сегодня входит в чин венчания.
После христианизации Руси венцы стали непременными атрибутами церковного обряда бракосочетания, приобретая глубокий духовный смысл. Само таинство названо «венчание». Главным его моментом является возложение брачных венцов на головы жениха и невесты. Церковь наделяет их великим смыслом, выражающим святость христианского брака, где «славою и честью венчаются двое в плоть едину». Святитель Иоанн Златоуст, живший в IV–V вв., писал о венцах: «Для того и возлагаются на головы венцы, – в знак победы, что они, не будучи побеждены, вступают в брачный чертог, – что они не были одолены похотью. Если же кто, увлечённый сладострастием, предался блудницам, то для чего после этого он имеет и венец на главе, когда он побеждён? Это будем им внушать, этим будем их вразумлять, устрашать, угрожать, делая то одно, то другое». То есть венчальные венцы, в первую очередь, указывают на то, что молодые, сохранившие целомудрие до брака, заслужили этим венец от Бога. Теперь же им предстоит взять на себя новый подвиг. Семья – это путь, благословленный Богом, и служение супругу, детям – один из способов угождения Творцу. Преуспев в этом подвиге, муж и жена получают от Создателя новый венец.
По традиции венчальные венцы своей формой напоминают короны. Обычно они украшаются крестом и иконами: образами Спасителя, Богоматери, святых. Как правило, в комплект входят два венца: для жениха тот, у которого в передней части расположена икона Христа, а венец, несущий на себе икону Пресвятой Богородицы – для невесты.
Своей круглой формой, а круг – символ вечности, венцы указывают на неразрывность брачного союза. Православные супруги сохранят своё духовное единство и за гранью земного бытия.
Царские венцы – государственные регалии, входившие в большой наряд русских царей до XVII в., надеваемые для торжественных церемоний, приёмов послов и т.д.
Царским венцом венчали на царствие очередного русского царя, пока в 1724 г. по воле Петра Первого его не заменила корона Российской Империи. Сам Пётр Великий венчался на царство по прежним правилам, но титулованный императором в 1721 г., провёл ряд реформ, в числе которых были и изменения церемонии венчания на царство. Поэтому его вторая супруга Екатерину I венчана на царство 7 мая 1724 уже императорской короной. Сам ритуал венчания, важной частью которого являлось надевание на голову венца – короны, символизирующих верховную власть в России, Петром сохранён.
Алмазные шапки существенно отличаются от Шапки Мономаха богатым декором, выложенным бриллиантами и эмалью.
Венец младшего брата Петра отличается от венца Ивана. Он весит меньше – 1,420 кг и на его отделку ушло меньше алмазов, после нескольких утерянных их осталось 817 шт.
Алмазные шапки предназначались для торжественных мероприятий, и делали их в спешке (хотя к коронации царевичей их все равно изготовить не успели бы, так что короновали более старшего Ивана Алексеевича Шапкой Мономаха, а Петра – сделанной для него временной копией такой же шапки.
Оба венца для братьев-соправителей сделаны руками русских мастеров, но собирали их впопыхах, что подтвердилось в ходе реставрации. Основы шапок, и внешний декор были явно сняты при разборе других регалий и украшений, остались и «незакрытые» места, на которых стояли позолоченные «заплатки». Предполагается, что основой для обеих алмазных шапок братьев-царевичей стал разобранный «Большой венец» основателя рода Михаила Романова, а часть внешних декорированных пластин пошла с убора старшего брата Ивана и Петра, царя Фёдора Алексеевича.
Каждая шапка состоит из внутреннего каркаса, пересекающихся серебряных дуг на обруче, и внешнего декоративного слоя – так называемых «запон» (пряжек), т.е. отдельно изготовленных узорчатых элементов. В алмазной шапке Ивана Алексеевича двенадцать таких запон, а в шапке Петра I – 32 более мелких. При ремонте алмазных шапок реставраторы заметили, что декоративные элементы для экономии времени и материала переделаны из готовых украшений, брошей, браслетов, заколок и пряжек. На многих частях сохранились остатки прежних креплений и замочков, а на браслетных звеньях – эмалевые узоры с обратной стороны.
Корона-венец в русской традиции являлась предметом, передаваемым по наследству от государя к государю. До наших дней сохранились семь драгоценных шапок — отороченных соболиным мехом регалий русских царей. Самым известным царским венцом является Шапка Мономаха.
До XVI в. обряда коронации на Руси не было. Его привнесла с собой византийская принцесса София Палеолог — вторая жена Великого князя Ивана III и бабушка Ивана IV Грозного. Впервые такую коронацию — возложение драгоценного венца на престолонаследника — совершил сам Иван III в 1498 г.
До наших дней сохранились семь царских венцов русских правителей.
Шапка Казанская – золотой филигранный венец, изготовленный в 1553 г. для Ивана IV Грозного сразу после присоединения Казанского ханства к Русскому государству с целью упрочения титула «Казанского царя».
Историки указывают, что венец изготовили ювелиры покорённого ханства.
Казанская Шапка имеет вид удлинённой золотой шапки, с вышитой восточным орнаментом тульей, украшенной бирюзой, рубинами, жемчугом, другими камнями и отороченной соболиным мехом. Резные золотые кокошники, прикреплённые к шапке, именовались в описях «городками». В центре «городка» закреплён большой драгоценный камень. Шапку первоначально венчал густо-красный камень – китайский шпинель, но в 1627 г. его заменили на жёлтый сапфир.
Сейчас «Казанская шапка» хранится в Оружейной палате Московского Кремля, а её изображение венчает щит в гербе современной Казани.
Астраханская шапка – венец из Большого или Первого царского наряда, который, согласно легенде, заказал мастерам Иван Грозный после взятия Астрахани.
Этот венец иногда называют «Большой наряд».
Астраханская шапка никогда не использовалась для венчания на царство (коронаций) монархов.
Нынешний вид этот венец обрёл в 1680-е гг., когда из него были изъяты и вставлены в Алмазный венец Ивана V несколько драгоценных камней. Вместо них на Астраханской шапке закреплены другие, не менее драгоценные, камни. Например, большой красный турмалин, или как его называют в описании летописцы того времени «лал велик», венчавший Астраханский венец, был заменён сапфиром «алмазной грани».
Сейчас на Астраханской шапке можно насчитать 177 драгоценных камней и жемчужин. На полусферической тулии этого венца прорезные фигурные запоны – городки с эмалью и драгоценными камнями: сапфирами, изумрудами, рубинами жемчужинами, вкраплёнными на лёгком, симметрично расположенном прорезном и чеканном узоре венца. Двухъярусный венец имеет массивный металлический корпус, к нижней части внешнего каркаса добавлена диадема с восемью зубцами. Внизу к шапке присоединён соболиный мех.
С момента организации Петром I постоянного собрания Оружейной палаты в 1703 г. корона постоянно находится в её составе. Изображение Астраханской шапки присутствует на гербе Астраханской области, а также венчает герб Астрахани.
Алтабасная (Сибирская) шапка – царский венец, сшитаый в 1684 г. из итальянского алтабаса – шелковой в своей основе ткани, затканной тонкой, как волос, серебряной или золочёной нитью.
Иное название: Сибирская шапка.
Венец опушен соболиным мехом и украшен ажурными золотыми запонами с яркими эмалями и драгоценными камнями. Скорее всего, они принадлежали старшему брату Ивана V – царю Фёдору.
Этот царский венец изготовлен (прежде говорили — «построен») для царя Ивана V Алексеевича (1666–1696 гг.), брата и соправителя малолетнего Петра I.
В описной книге 1689 г. она именовалась также «шапкой третьего наряда». Этот головной убор украшен алмазами, рубинами, изумрудами, «зёрнами гурмыцкими» (то есть жемчугом).
В первой четверти XIX в. стал прочно ассоциироваться с Царством Сибирским: именно в статусе Сибирской шапка появилась на официальном гербе Российской империи.
Шапка Алмазная – запасной головной убор Ивана V, предназначавшийся для повседневного использования.
Шапка богато убрана драгметаллами и алмазами, часть из которых позже перенесены по приказу царя Ивана V Алексеевича на его любимую Сибирскую шапку.
Венец Алмазный – головной убор, которым венчали на царствие малолетнего Петра Алексеевича, будущего Петра Великого.
Известно, что на верхушке Алмазной шапки Петра I раньше был большой турмалин, но позднее камень забрали и вставили туда менее ценную шпинель. К счастью, совсем разобрать на камни венец Петра никто не решился несмотря на то, что сам Пётр эту шапку практически не носил.
Шапка Мономаха второго наряда – венец, которым в 1682 г. патриархом Иоакимом венчан на престол вместе со сводным братом Иваном V Алексеевичем 10-летний Пётр Алексеевич, первый Пётр на русском престоле, прозванный позже Великим.
Иное название: Шапка Таврическая.
Во время церемонии венчания одновременно на двух царей были возложены венцы. Так младший брат венчался особым венцом – «Шапкой Мономаха второго наряда» – копией наследственного венца русских государей.
Позже для Ивана и Петра сделаны значительно более богатые бриллиантовые венцы «Первого наряда», а эта шапка так и осталась венцом «Второго наряда».
Пётр в последний раз надевал эту шапку в 1696 г., видимо после поездки в заморские страны и знакомства с местной модой. В те годы юный русский царь не желал носить на людях этот венец, то ли считал слишком старомодным, то ли в силу своего характера, упорно отвергавшего всё, что будущий первый император России считал мешающим движению вперёд.
В 1721 г. по указу Петра I традиция венчания на царство заменена обрядом коронации.
С 1762 г. место главной династической регалии заняла Большая императорская корона, изготовленная для коронации Екатерины II. Более древние инсигнии, в т.ч. Шапка Мономаха, перевезены в Успенский собор. При коронациях их выставляли на аналое как «Достопамятность царского достоинства».
Историки утверждают, что в сокровищницах Кремля до начала Великой смуты, т.е. до событий на рубеже XVI-XVII вв., хранились не только Шапка Мономаха и Казанская шапка, но и «Большой венец» Фёдора Ивановича, и несколько шапок-венцов великих князей Киевских и Новгородских. Но они были утрачены, причём имеются письменные данные, что часть из утраченных царских регалий выданы русскими боярами полякам, захватившим Москву.
В грамоте, отосланной Земским собором в Краков в 1613 г. с гонцом Д. Аладьиным, среди прочих претензий к Сигизмунду III значится пропажа «шапок»: «А царскую казну, многое собранье из давних лет, царские утвари, царские шапки и коруны… к вам отослали». Действительно, согласно свидетельству Маскевича (1611 г.), выданы два венца — «принадлежавший Борису Годунову» (предполагаемая «Сибирская шапка») и «не совсем оконченный», принадлежавший «Димитрию мужу Мнишковны» – неоконченный венец для коронации супруги Лже-Дмитрия Марины Мнишек. Шляхтичи вывезли залог в Речь Посполитую, где, после безуспешной попытки найти покупателя на них целиком, они были «разломаны» и распроданы по частям.
Большой венец – утраченная реликвия царя Фёдора I Ивановича, которая представляла собой уникальный венец: трёхъярусная металлическая корона с крестом, которую украшали 561 диамант, 148 жемчужин, 72 изумруда и 161 турмалина.
В навершии находился крест с 24 алмазами. В городках и репьях нижнего венца и в дугах средней коруны и малой коруны — 561 алмаз, 148 бурмицких зерен, 19 лалов, 72 изумруда больших и малых, и 161 яхонт.
Этот венец изготовлен в Стамбуле в конце XVI в. и послан в 1590 г. последнему из рода Рюриковичей — Фёдору I Ивановичу константинопольским патриархом Еремией II. Цари надевали «Большой венец» только во время торжеств. Его изображение сохранилось на царских парсунах. Как считают историки, в 1680 г. Большой венец разобран на ресурсы для «диамантовых шапок» Петра I и Ивана V.
Также патриарх прислал жене Фёдора Агафье Семёновне женский венец Ирины Годуновой. Он существовал ещё при Федоре Алексеевиче и подробно описан в описи 1699 г. «Существуют портреты цариц Евдокии Лукьяновны (второй супруги Михаила Феодоровича) и Марии Ильиничны (первой супруги Алексея Михайловича) в короны в виде митры, из золотой парчи, с ободком из золота.
Сестры царя Михаила Федоровича, царевны Ирины, Анна и Татьяна, изображены первые две в зубчатых коронах, а младшая — в украшенной трилистниками».
Но позже этот женский венец, как и недоделанный венец Марии Мнишек, пропал во время Смуты.
Корона Бориса Годунова (предположительно первая «Сибирская») изготовлена в придворных мастерских императора Рудольфа II по западному образцу. Привезена в Москву в 1604 г., послом Г. фон Логау. Скипетр и держава из этого комплекта сохранились до наших дней в Оружейной палате. Если она существовала, короноваться Борис ею не успел. Двумя годами ранее для императора Рудольфа сделана Корона Австрийской империи, а корона Годунова могла её напоминать. Вероятно, она же — Корона Дмитрия Самозванца, которой он короновался.
Исходя из имеющихся изображений «императора Дмитрия», в частности, отчеканенных медалей, эта корона западноевропейского типа. Мемуарист свидетельствует, что вопреки обычаю Самозванец венчался двумя «венцами» и в двух соборах, причём сначала, как и его предшественники, в Успенском, но не «шапкой Мономаха», согласно традиции, а «короною своего отца Ивана Васильевича», присланной, как сообщает архиепископ Арсений, Ивану Грозному «от кесаря, великого царя Алемании», т.е. императора Священной Римской империи. Потом по её образцу польский король Сигизмунд III, который претендовал на российский трон, создал для себя так называемую «Московскую» (Московитскую) корону, утерянную вначале XVIII в.
В 1611 г. корона Самозванца отдана боярами польским солдатам королевича Владислава в качестве платы, позже разобрана на драгоценные материалы.
По Выходным книгам 30 марта 1679 г., в первый раз упоминается на царе Федоре Алексеевиче шапка «Царская алмазная, с лалом, новая». Считается, что она тоже была разобрана сначала на Алтабасную шапку, затем на другие царские украшения.