АБСТРАКЦИЯ
Абстракция (лат. abstractio — удаление, отвлечение; англ. abstraction; исп. abstraccion) — 1) мысленное отвлечение от непосредственных свойств объекта. 2) способ мысленного расчленения объекта в отвлечённых представлениях (понятиях) об этом объекте. 3) само отвлечённое понятие, научно-теоретическое обобщение; умозрительный образ.
Термин абстракция введён в научный оборот римским философом Боэцием (480–524 гг.) как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем.
Как операция мышления, абстракция заключается в вычленении определённых признаков изучаемого объекта, конструируемых в определённый умственный продукт (понятие, модель, теорию, классификацию и т.д.), и отвлечении от других признаков. Процесс абстрагирования позволяет выделить универсальные, наиболее высокие и общие свойства объекта, рассматривать его в «чистом виде». Результатом абстракции является получение умственного продукта — понятия, схемы, модели, концепции, теории и т.д. Абстракция выступает в форме общего понятия и предшествует его формированию. Таким образом, абстракция предстаёт как определённое упрощение, поскольку она не охватывает абсолютно все стороны рассматриваемого конкретного предмета.
Абстракция является условием категоризации, формирования обобщённых образов реальности, что позволяет человеку видеть значимые для определённой деятельности связи и отношения объектов. Благодаря абстракции, мысль становится более ёмкой, содержательной.
Абстрагирование представляет собой одну из наиболее трудных задач, которую решает мозг человека. Поэтому в рекламе, информационных сообщениях, которые рассчитаны на массовую аудиторию, абстрактные термины не используют или используют крайне осторожно. Часто им требуется придать зрительную (например, как жёлтый одуванчик), слуховую (например, шелестящий, громкий), осязательную (например, горячий, прохладный) или другую конкретно воспринимаемую форму, соответствующую различным типам психологического восприятия аудитории.
Суть преодоления абстрактного (как отвлечённого, а потому туманного, неясного, затемнённого, расплывчатого) состоит в конкретизации, прояснении. Наиболее распространёнными приёмами являются персонификация, олицетворение, аллегория, сравнение и т.д.
Поскольку основные цели рекламы задаются в абстрактных понятиях, важной задачей является претворение абстрактных целей и идеалов в конкретику представлений, образов или действий. Примерами такой конкретизации могут быть велопробеги, сбор подписей, презентации, любые другие ярко воспринимаемые действия.
Абстракция «абсолютной осуществимости» — допущение, что осуществимым считается всякий объект, который можно осмыслить без противоречия.
Абстракция «абсолютной осуществимости» применяется в классической логике, математике, дизайне, рекламе и т.д. Является более сильной абстракцией, чем абстракция потенциальной осуществимости. Такого рода абстракции, например, применяются при определении целей и разработке планов крупных рекламно-информационных кампаний. Грандиозные планы пиарщиков остужают разработчики смет, аналитики и эксперты, определяющие в разработанных программах элементы «абсолютной неосуществимости».
Абстрактное понятие — отвлечённое от рассматриваемого объекта понятие, в котором отображён не конкретный предмет как таковой, а существенное свойство предмета или отношение, в котором он находится с другими предметами. Например, в понятии «природа» обобщено всё то, что окружает человека; в понятии «реклама» — всё то, что служит целям воздействия на потребительское сообщество.
Абстрактные понятия отображают предмет в особом мире систем — книга как материально-физическая конструкция; средства наружной рекламы как геометрические формы в архитектурно-планировочной среде; эффективность рекламы как платёжеспособная обратная связь.
Необходимой стороной формирования абстрактных понятий является выделение форм существования предмета, его связей и взаимосвязей. Так, цель человеческой деятельности как абстрактное понятие указывает на тип задач, которые необходимо решить для её достижения, раскрывает особенности пролегающих к ней путей. Здесь абстрактное понятие «цель» становится организующим началом человеческой деятельности только при её конкретизации, описании, разложении на определённые элементы и этапы. См. Цель, Алгоритм.
Получаемые из конкретного абстрактные понятия выстраиваются во всё более общие закономерные картины реальности.
Абстрактное тождество — операция логического мышления, заключающаяся во временном отвлечении от различий в предметах. Такое тождество является относительным, оно имеет значение лишь в пределах рассматриваемого контекста.
Реальные абстракции — результаты практического осуществления моделей (систем) человеческой деятельности в предметно-вещных и знаковых формах.
Благодаря реальным абстракциям, возникли различные системы мер, деньги, товарные знаки и марки, системы языка, ценности, морально-правовые нормы и т. д., в которых произошло выделение и закрепление типовых моделей социальной деятельности. Реальные абстракции в обществе выступают в виде самоорганизующихся, саморазвивающихся, самодостаточных систем, автономных по отношению к конкретной личности.
На переломах исторического развития «надчеловеческий характер» таких систем утрачивается (финансовый кризис; смена власти и т.д.), однако реальные абстракции находятся в числе первых условий социальной организации, выступая средствами ориентации людей в обществе.
Уровень абстракции — мера «удаления» понятия от реальности.
В методологии науки выделяются три уровня абстрактных объектов описания.
Первый — категории, т.е. языковые конструкты наиболее высокой абстракции системного значения.
Второй — понятия, которые поддаются разложению на составляющие элементы.
Третий — обозначения, являющиеся понятиями наименьшего уровня абстракции.
В рекламе высшему уровню соответствует символ, образ. Средний уровень представлен смыслами и значениями. Массовый — предметно-конкретными именами.
Изолирующая абстракция — один из основных типов абстракции, которая вычленяет исследуемое явление из определённой целостности.
Обобщающая абстракция — один из основных видов абстракции, позволяющий сформировать обобщённую картину явления.
Идеализация — один из основных типов абстракции, благодаря котором происходит замещение эмпирического явления идеализированной (абстрактной) схемой.