Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

БУБЕН

Бубен (англ. tambourine) — 1) ударный одномембранный музыкальный инструмент в виде обода с натянутой на него кожей (иногда с подвесками, бубенчиками или металлическими пластинками по краям); обечайка, обтянутая сухой выделки кожей, с колокольцами и бубенчиками. 2) карточная масть. См. Бубны.

Во множественном числе — бубны.

Пословица: Славны бубны за горами. Звонки бубны за горами, а к нам придут, как лукошко. Тяжбу завел - стал как бубен гол.

Этот музыкальный инструмент отличается сочетанием барабанного тембра с перезвоном. Его ритмический звук поднимает настроение и вносит новое звучание в исполнение на других музыкальных инструментах. В наши дни написано немало музыкальных произведений, в которых бубны имеют свои партии, причём может использоваться как классический, оркестровый так и народный бубен.

Историки предполагают, бубны использовались первобытными людьми во время охоты, для создания шума, который гнал затравливаемое крупное животное в заранее подготовленную ловушку.

С начала первого тысячелетия нашей эры бубен широко использовался в Греции, Ирландии, Италии, Испании, где он стал народным инструментом. Позже, уже в Италии бубен и подобные ему инструменты получили название тамбурин. Ему придали продолговатую форму, позволяющую получать смягченный звук, а для игры использовали деревянные палочки. Этот инструмент и стал прототипом барабана.

У азиатских народов и народов Севера бубен играл сакральную роль. Под ритм бубна шаманы доводили себя до гипнотического транса.

На Руси во время правления князя Святослава Игоревича бубен, как повествуют летописи X в., использовался в военных походах. Сильный звук извлекали с помощью деревянной колотушки. Сам инструмент был в виде сосуда. Военные, ратные бубны могли быть очень крупными. Известен интересный факт, что самые большие из них перевозились на нескольких лошадях. Для извлечения звука несколько человек ударяли по мембране специальными колотушками из деревянных кнутов и шаром в кожаном обрамлении на конце. Такие гигантские бубны стали прототипом набата.

Несколько позже бубен стал использоваться в обрядовых плясках на языческих празднествах, например, на Масленицу. Также бубнами пользовались скоморохи и актёры в забавных постановках перед народом. Бродячие труппы, особенно цыганские, показывали потешные номера танцев медведей под бубен.

Бендир (араб. – банадир, во множественном числе – банадир) – каркасный барабан с деревянной рамой, распространенный в Северной Африке и Юго-Западной Азии.

Представлены такие типы, как марокканский барабан, бас-бендир, удем и эрбане.

Тембр звучащего инструмента зависит от материала изготовления. У выполненных из натуральной кожи бендиров голос жёсткий и простой. Настройки таких бубнов могут быть обезпечены с помощью тепла и воды. Звуки бендиров, выполненных из искусственной кожи и плёнки – глухие и более тихие. У некоторых видов бендиров есть один или два ряда колец внутри, которые также помогают придать более насыщенный звук во время игры.

Бойран — ирландский бубен, является самым большим в ряду этих инструментов.

Его диаметр около 60 см, а глубина обода может достигать 20 см. На нём играют, сидя, ударяя двусторонней палочкой-колотушкой.

Дангыра — древнеказахский и древнетюркский бубен, внутри которого подвешены металлические цепочки, колечки и пластинки.

Являлся атрибутом шаманских обрядов, из-за такие бубны не получили широкого распространения в музыкальном быту народа. Не используются с XIX в., даже в народной музыке казахов эти бубны были заменены другими ударными инструментами.

Дойра (она же дайра (перс. – круг) — один из самых известных рамных барабанов в странах Ближнего и Среднего Востока, а также Передней и Центральной Азии.

Так, узбекская дойра представляет собой симбиоз двух представителей семейства ударных. На деревянные кольца натягивается козья кожа. Она выполняет роль мембраны. К корпусу крепятся металлические пластинки, колечки, издающие звуки по принципу бубна при ударах или ритмичных движениях исполнителя. Джинглы крепятся к внутреннему краю. В диаметре дойра - 45-50 см, глубина - около 7 см. Количество джинглов - от 20 до 100 и больше штук. Обечайку изготавливают из бука. Чтобы согнуть идеально ровный обруч, древесину сначала вымачивают, потом накручивают на горячий железный цилиндр.

Дэф (в некоторых источниках даф) — бубен, аналогичный дойре, у армян, азербайджанцев и таджиков.

Иное написание: даф.

Существует под тем же названием бубен и у татар, являясь их национальным ударным инструментом. Один из тех редких музыкальных инструментов, который сохранил до наших дней свою первоначальную форму. Это бубен с круглой деревянной обечайкой (шириной 50-80 мм) и тонкой кожаной мембраной (диаметром 300-400 мм). Внутренняя сторона обечайки увешана металлическими кольцами, бубенчиками, монетами, внешняя – отделана инкрустацией. Звук извлекается ударами пальцев по мембране. На дэфе исполняют ритмическое сопровождение к песням, танцам.

Гавал – дагестанское и чечено-ингушское название двухстороннего барабана.

Представляет собой деревянный обод с натянутой на него кожей осетра. В современных условиях мембрана гавала также делается из пластика, чтобы предотвратить увлажнение. К ободу гавала обычно прикрепляются 60-70 медных или металлических колец, которые при исполнении создают звенящийся звук.

Зенбаз – среднеазиатский бубен.

К обручу зебазам с внутренней стороны приделаны гвоздики, к которым привешены железные колечки. На зенбазе играют, как на бубнах, то есть ударяют по коже, натянутой на обруче, или встряхивают его, с целью получить бряцание колечек.

Канджира — индийский бубен, по размеру являются самыми маленькими, диаметр этих инструментов не превышает 22 см, а высота – 10 см. Мембраной служит кожа рептилий, например, ящериц. Она позволяет извлекать более высокие звуки, чем у других видов. На ободе канджиры подвешивается пара звенящих тарелочек.

Квадратный бубен — с двумя мембранами и камушками или бобами между ними. Используется в центральных и западных районах Магриба, а также маврами в Португалии и Галисии (бубен адуфе).

Оркестровый бубен — используется в симфоническом, оперном, и особенно широко — в оркестре русских народных инструментов. Самый распространённый вариант мембранофонов, с кожаной или пластиковой мембраной и металлическими тарелочками, укреплёнными в специальных прорезях на ободе. Иногда этот инструмент ошибочно называют тамбурином. Инструмент твёрдо укрепился в профессиональной музыке, став одним из основных ударных инструментов симфонического оркестра. Диаметр 25—35 см. С двойными тарелочками в прорезях обечайки.

Пандейру — мембранофон с давних времен используемый в Бразилии, Южной Америке, Португалии. Это разновидность ручного рамочного барабана, который используется в ряде форм бразильской музыки, таких как самба, чоро, коко и капоэйра. Состоит из деревянного округлого корпуса и мембраны. От натяжения мембраны зависит высота звучания. По окружности корпуса располагаются металлические тарелочки платинелас. Имеет разные размеры, они зависят от предпочтений исполнителя. Используется с традиционным африканским барабаном атабаке, дополняя его звучание более высокими тонами.

Рикк — арабский бубен диаметром 22—25 см, с тарелочками.

Иное написание: рик.

Используется как традиционный инструмент в арабской музыке, как в народной, так и в классической музыке. Традиционно имеет деревянную раму (хотя в современную эпоху может также быть из металла или пластика), джинглы и тонкая полупрозрачная голова из кожи рыбы или козла (или, в последнее время, из синтетического материала). Этот бубен имеет диаметр от 20 до 25 см.

Рикк используется в ансамблях тахт (Египет, Сирия) или ансамблях чалги (Ирак), где он играет особенно чёткую роль, выходя за рамки простых ритмических требований даф, тар или мажар. В Судане использование рикка связано с обрядами поклонения богам, как в Верхнем Египте.

Рама рикка может быть покрыта как с внутренней, так и с внешней стороны инкрустацией, например перламутром, слоновой костью или декоративным деревом, например абрикос или лимон. Он имеет десять пар маленьких тарелок (диаметром около 6 см), установленных в пяти парах прорезей. Кожа рыбы или козлёнка наклеивается и натягивается на раму глубиной около 6 см. В Египте ширина рикка обычно составляет 20 см; в Ираке он немного больше.

Мазар – разновидность более большого рикка.

Иное написание: мазхар.

Тамбурин – бубен с неопределённым звучанием, вид оркестрового бубна.

Состоит из рамы и натянутой на неё кожаной мембраны. По ней исполнитель ударяет ладонями или деревянными палочками с круглыми набалдашниками.

Разница между тамбурином и оркестровым бубном в звучании, конструкции, комплектации. Некоторые образцы имели струны, натянутые поверх кожи. Французский композитор Шарль-Мари Видор видел главное отличие тамбурина тот оркестрового бубна в отсутствии резкого звука и мягком звучании. В остальном оба мембранофона имеют много общего.

В современном изготовлении рабочая поверхность выполняется из пластмассы. Обод имеет высоту 5 см, диаметр рамы – 30 см. Возможны различные размеры и формы.

В корпусе обода вырезаются продольные отверстия, в них вставляются металлические диски – тарелочки. Их может быть от 4 до 14 пар. При ударах они производят дребезжащий звон.

Форма тамбурина может быть круглой или полукруглой. Первую чаще используют шаманы, подбрасывая, совершая вращения, запуская «энергетическую спираль».

Вторая встречается реже, но удобнее для исполнителя, так как фактически становится продолжением его руки.

Тар — название бубна, распространённого на Ближнем Востоке.

Раньше на тар натягивали кожу осетра, издающую при ударе звенящий звук. Диаметр инструмента составляет 46 см, на обод подвешивались кольца из металла, их количество доходило до 70 штук. Звук извлекается постукиванием пальцами или ладонью.

Тюнгур (дюнгюр, алт. — тӱҥӱ р) — тюркский бубен.

Использовался шаманами Алтая, Якутии, Хакассии, а также у народов Центральной Азии, один из важнейших обрядовых атрибутов. В переводе с хакасского название переводится не только как бубен, но и как «Олень».

В древности не делали различия между предметом культа в виде бубна и животного, потому что по их мировоззрению это одно и то же. У всех народов Сибири бубен приравнивается с животным, которое на своей спине носит шамана по трём мирам, которые, кстати, часто рисуются на самом бубне при помощи природных красок (например хна). По рисунку Хакасские бубны близки к шорским бубнам.

Алтайские тюнгуры обычно круглой формы, обтянуты лошадиной шкурой, якутские – яйцевидной или овальной формы. Важное значение имеют рисунки, подвесы на тюнгуре.

Учива дайко – японский ритуальный бубен, использующийся в буддийских церемониях.

Имеет вид круглой, натянутой на металлический прут, кожаной мембраны на деревянной ручке. Название этого инструмента дословно переводится как барабан-веер. Несмотря на маленький размер, имеет внушительный звук. По форме похож на чукотский бубен. В наше время японские барабанщики часто устанавливают несколько учива дайко на подставку, что даёт возможность исполнять более сложные ритмические композиции.

Шаманский бубен — ритуальный бубен у народов Сибири и Дальнего Востока.

Шаманский бубен имеет разные формы – круглый, как солнце; овальный и каплевидный.

Овальные инструменты обладают более богатой палитрой звучания, особенно, когда шаман нагревает бубен над костром для звонкости или смачивает определенные участки кожи для смягчения тембра. По технике извлечения звука практически все шаманы народностей, проживающих на территории РФ, извлекают звук из бубна при помощи колотушки. Она может быть разной по форме и величине, как и кожа, из которой изготовлен инструмент.

У южно-сибирских шаманов также принято бить по бубну руками.

Иногда для усиления и изменения звука к бубну прикрепляют резонаторы – полости из рогов, костей или дерева, которые выглядят как «наросты» на ободе. Они обогащают тембр и обезпечивают при исполнении  новые выразительные возможности.

Бубённый – относящийся к бубну.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть