Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО

Богоискательство (англ. god-seeking) — философско-религиозное движение, возникшее в России в конце XIX - начале XX вв. в среде русской интеллигенции, предметом которого является поиск Бога.

Представителями этого движения являлись Н. Бердяев, С.Н. Булгаков, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Н. Минский, В. Розанов, Д. Философов и другие. Они группировались главным образом вокруг «Религиозно-философского общества», основали и издавали журналы «Новый путь», «Вопросы жизни», «Весы». Это движение возникло в атмосфере назревавших в предреволюционный период общественных перемен и наибольшее распространение получило после поражения революции 1905 года.

Основными задачами появившегося движения являлись не поиск «нового Бога», а поиск «новых путей к Богу».

Богоискатели предлагали перестроить современные формы гражданского быта и человеческого существования на основе обновлённого христианства, выступили с критикой официального православия, отмечая, что «жизнь пола, жизнь общественная, вся прелесть мировой культуры, искусство и наука оказались на полюсе противоположном религиозному сознанию исторического христианства».

Богоискатели проповедовали, что бытие трагично и в нём господствуют смерть и уничтожение, противоречащие абсолютному достоинству и ценности личности. Воскресение Христа, воспринятое как достоверный исторический факт, рассматривалось в качестве залога победы над смертью и воскресения во плоти для человека, нашедшего Бога в своей душе.

Богоискатели критиковали материализм и марксизм за умаление личностного начала. Богоискательство стало враждебно марксизму, который, по утверждению его адептов, жертвует личностью ради общего равенства и братства, подчиняет её тирании социальной организованности. Марксисты подвергли критике богоискательство за его трактовку свободы, за отрицание смысла классовой борьбы и оценили его как реакционное субъективистское и мистическое учение. В.И. Ленин писал, что богоискатели выступали «...против крайностей клерикализма и полицейской опеки для усиления влияния религии на массы, для замены хоть некоторых средств оглупления народа, слишком грубых,... более тонкими, более усовершенствованными средствами» (Полн. собр. соч., 5 изд., т.17, с.434-435).

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть