Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО

Богостроительство (англ. godbuilding) — богословская школа в русской философии конца XIX – начала XX вв.

Главными представителями являлись А.В. Луначарский, В. Базаров (В.А. Руднев), П.С. Юшкевич. К ним примыкали М. Горький (А.М. Пешков), М.Н. Лядов и другие.

Богостроительство появилось после поражения революции 1905 г., в годы реакции, когда в общественном сознании обнаружились настроения отчаяния, уныния, тоски и неверия, среди интеллигенции обозначилась тяга к религии, мистицизму, началась «лихорадка исканий» (В. Базаров), мучительные поиски выхода из создавшегося идейного и социально–нравственного кризиса.

В этих условиях и формируется богостроительство как религиозно-философское и идеологическое течение внутри российской социал-демократии, суть которого заключалась в создании (строительстве) новой, наивысшей религии — религии без Бога, «религии научного социализма». В отличие от модного на Западе христианского социализма, богостроительство, соединяя идею социализма с религией, отвергает христианство, стремится утвердить социализм в качестве религии и занять место отвергнутого христианства.

По своим теоретическим установкам богостроительство восходит, с одной стороны, к разрабатываемым в европейской философии XIX в. идеям немецкого философа-материалиста, атеиста Л. Фейербаха (Людвиг Андреас фон Фейербах, 1804 — 1872 гг.) о необходимости для жизни религии, очищенной от теологического понимания Бога.

К богостроительству присоединены философские размышления французского социолога и философа О. Конта (Исидор Мари Огюст Франсуа Ксавье Конт, 1798 — 1857 гг.) о всеобщей религии человечества. Туда же были включены учение немецкого основоположника научного коммунизма, оказавшего влияние на всю политическую историю XX в. К. Маркса (Карл Генрих Маркс, 1818 — 1883 гг.) о «научном социализме» и идеи немецкого философа-волюнтариста, иррационалиста и модерниста, родоначальника европейской «философии жизни» Ф. Ницше (Фридрих Вильгельм Ницше, 1844 — 1900 гг.) о «смерти Бога».

Все эти учения русскими богостроителями объединены с положениями из философии жизни, неокантианства и эмпириокритицизма. С другой стороны, в эту философскую основу из нескольких учений богостроители попытались влить характерную для русской интеллигенции веру в народ как носителя Божией правды, превратить в веру в мистически понимаемое «человечество», абсолютизируя его, наделить Божественными свойствами и требуя почти религиозного почитания.

Созвучная эпохе нигилизма и безбожия внутренняя логика богостроительства опиралась на подмену Богочеловека обожествленным человеком, человекобогом. Таким коллективным человекобогом в богостроительстве становится «человечество», а его религией – социализм как неизбывное стремление людей к социальной справедливости и равенству и утопическое обещание построить на земле это царство божие без Бога.

Наиболее полно и адекватно концепцию богостроительства выразил Анатолий Васильевич Луначарский (1875–1933 гг.) Считая, что философия Маркса изложена только на нескольких страницах его ранних работ, он усматривал именно во взглядах Богданова ту «развитую» форму философского мировоззрения, которая могла бы служить базой для социалистически ориентированных религиозных исканий. Он писал: «… мы находим в его миросозерцании, в столь блестящих построениях его на прочном фундаменте подлинного марксизма, — прекрасную почву для расцвета социалистического религиозного сознания».

Пытаясь преодолеть дуализм бытия и мышления (материи и сознания), Луначарский, вслед за Богдановым, утверждал, что материальное и идеальное противостоят друг другу как разные стадии организации одних и тех же элементов. В основе мира лежат нейтральные элементы. Организованные в опыте, они дают физический мир, организованные в пределах индивида — мир психический. Наши знания, по мнению Луначарского, будучи результатом «социально–организованного опыта», носят относительный характер и не отражают никакой объективной действительности, ибо последующая эпоха непременно их разрушит и заменит другими. На этой релятивистской основе Луначарский выражал недоверие к науке, к её прогностическим возможностям и считал, что социалистический идеал может быть лишь предметом веры, мечты, тем более что и при социализме человек будет нуждаться в вере, в жажде счастья, в «новой религии».

Исходя из махистского постулата о субъективности категорий фундаментальной науки, представители богостроительства обосновывали ошибочность предположения об универсальности научного подхода, утверждая, что социалистическое учение требует объяснения не поддающихся всецело научному познанию проблемных вопросов, в первую очередь проблем смерти и потустороннего мира.

Интерпретируя религию в качестве созидательной деятельности человечества, данное течение поставило своей задачей создание новой, пролетарской религии. Значительная часть богостроителей признавала существование Бога и отдельные постулаты христианства, однако доминирующей в движении явилась идея обожествления прогресса, коллектива или общества в целом, необходимая для приведения в соответствие идеала и реальности.

Богостроительство в основе любой идеологии видело соответственное мироощущение, которое в определённой степени содержит религию, объединяя с её помощью общество в едином эмоциональном порыве, особом состоянии экзальтации по отношению к «святыне», подразумевая под последней Бога или его субститут. Это положение сближало богостроительство с позитивистами и младогегельянцами.

В современном мире некоторые близкие к богостроительским идеи продолжает развивать трансгуманизм. Идеи богостроительства получили отражение и в современной научной фантастике, например, в романах «Гиперион» Д. Симмонса и «Хранитель времени» Д. Зинделла.

Очищенный от необязательных элементов вариант богостроительства изложен в рассказе В. Торосова «Следующий день» — человечество будущего (через миллионы лет от настоящего времени) воскрешает каждого когда-либо жившего человека по оставленным им следам — творческим достижениям или сильным эмоциям; некоторых людей поэтому воскрешают в нескольких экземплярах (а, например, Моцартов будет воскрешено много); воскрешение, вероятно, производят методом какого-то копирования некоторых кусков пространства-времени; таким образом, человечество постепенно становится почти богом.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть