Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

БУРЯТСКИЕ ЛЕТОПИСИ

Бурятские летописи — хроники восточных бурят, составленные на литературном монгольском языке во второй половине XIX в. И. Ломбоцыреновым, Т. Тобоевым, В. Юмсуновым, другими авторами на основании преданий, исторических записок, документов.

Буряты — единственный народ Сибири, имеющий письменные самобытные памятники литературы. Объясняется это тем, что с проникновением на рубеже XVI-XVII вв. буддизма в Бурятию её население получило старомонгольскую письменность, благодаря чему стала развиваться и бурятская письменная литература.

Первые фольклорно-литературные и историко-хроникальные сочинения, созданные на основе этой письменности, появились в XVII в. Их появление объясняется тем, что к этому времени часть бурят, освоив старомонгольскую письменность, стала не просто грамотной, а попыталась консолидировать бурят в самостоятельную народность, продвинуть к новому, более широкому мировоззрению и росту национального самосознания. Особенно в этом преуспели молодые люди, получившие образование в дацанских школах. Они заучивали не только молебственные тексты, но и знакомились с азами знаний, накопленных веками в различных частях света, прежде всего народами Востока. Опираясь на полученные знания, эти молодые буряты, создавали на старомонгольском письменном языке труды, в которых отражалась подлинная жизнь их народа. Основаны эти труды были на документальных фактах, но включали в себя также летописи, исторические хроники и родословные. До наших дней дошла лишь небольшая часть этих сочинений. Сохранившиеся до наших дней бурятские летописи и исторические хроники относятся в основном к XIX в. и началу XX в.

Известны летописи бурят селенгинских, хоринских и агинских, баргузинских, составленные по историческим записям и хроникам, на основе архивных документов степных дум, народным преданиям и легендам.

Наиболее разнообразны по содержанию хроники Юмсунова (с древних времён до XIX в.) и Тобоева (до 1860 г.)

Летопись Сахарова охватывает 1740—1886 гг. Хронологически последовательное изложение в них фактов из жизни народа представляет большую ценность.

Особенностью Бурятских летописей является синкретизм, смешение исторического и литературного жанров, стилей.

Эти памятники устного народного творчества, будучи зафиксированными на бумаге, пользовались большой популярностью среди бурятских читателей, имели хождение исключительно в рукописях, которые распространялись подвижниками-библиофилами бурятских степей.

Бурятские летописи, будучи историческими произведениями, в основном опирались на многочисленные оригинальные источники: монгольские, тибетские, бурятские сочинения различных жанров, исторические записки, путевые дневники, дацанские буддийские книги, фольклорные сочинения. Летописцы с большой тщательностью и добросовестностью использовали подлинные исторические документы, хранившиеся в делах канцелярий степных дум, инородных управ и дацанов, в частных архивах представителей бурятской аристократии, просветителей и учёного духовенства. Если учесть, что многие архивные документы прошлых столетий не дошли до нас, становится ясным, насколько ценными историческими источниками являются Бурятские летописи, поэтому сведения, сохранившиеся в них, приобретают особое значение.

Бурятская Правда — название памятника обычного права приангарских бурят (булагатов), который записан в 1693 г. служилым человеком Б. Серебренниковым.

Содержит 11 статей с перечнем преступлений свободных и рабов, а также соответствующими наказаниями.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть