Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

БОГОМОЛЬЕ

Богомолье (фр. pèlerinage) — 1) приношение верующими молитв; мольбы, обращённые к Богу. 2) (англ. pilgrimage) паломничество, посещение всех святых мест, где верующие всегда молятся Богу, а также длительное путешествие по всем таким местам. Например, отправиться на богомолье.

Паломническое богомолье обычно было широко распространено среди всех слоёв русского общества. Для отдельных богомольцев такое паломничество затягивалось на месяцы и даже годы. Существовала своеобразная градация богомолий, которые в зависимости от предназначения условно разделяли на молитвенные, подвижнические, обетные, благодарственные, умилительные. Часто в паломничество отправлялись целыми семьями. На богомолье можно было отправиться в любое время, избрав для этого какой-то монастырь, или несколько монастырей и святых мест, которые посещались последовательно. Но в отдельные месяцы, обычно это было связано с поклонением почитаемым святым или иконам, количество паломников, посещавших конкретные монастыри, резко возрастало.

Уход на богомолье служил причиной для отлучек крестьян из сельской общины по всей территории расселения русских. Если крестьянин отправлялся, например, на поклонение особо чтимой иконе, то конкретная цель поездки указывалась в одобрении, которое давала община для получения покормёжного паспорта: «пообещал помолиться и молебен отслужить (...) образу Пресвятой Богоматери «Одигитрии» что на Оболаке»; отпущен «на срок за поруками».

Перед отправкой на богомолье деньги начинали копить заранее либо договаривались в семье, какая будет выделена сумма на это. Выясняли, кто ещё собирается туда же из своей или ближних деревень. Назначался день, когда партия собиралась вместе. Брали с собой хлеб, сухари, чай, сахар. Важно было, чтобы хоть один из участников был человек бывалый, ходивший уже по данному маршруту. В партии богомольцев всегда находится человек, знающий дорогу, ночлеги на ней и монастырские обычаи.

Существовала особая система норм поведения, действовавших в таких артелях-партиях крестьян-богомольцев только во время путешествия. «В дороге стараются не вести пустых разговоров, не думать о домашних делах, не злословить, а держать себя в религиозном настроении. По дороге хлеба на пропитание не просят, более состоятельные делятся с неимущими...»

Обычное пребывание крестьян, пришедших из других мест, в одном монастыре ограничивалось двумя-тремя днями. Затем их должны были сменить другие. Монастырь давал на этот срок безплатно пищу и ночлег в своей гостинице. Однако фактически плата существовала: обычай требовал, чтобы каждый оставлял что-то в монастырской кружке — «кто сколько пожелает». Мужчины-богомольцы ходили на общую трапезу с монахами в мужских монастырях, женщины — в женских. В летнее время, при большом скоплении народа к конкретному празднику, мест в монастырских гостиницах не хватало, и крестьяне располагались прямо в поле, потому что все места в гостиницах и сдаваемых комнатах в частных домах занимали богатые и привилегированные богомольцы.

Ходили на богомолье чаще всего по обету или просить благополучного разрешения важных дел. Молодёжь — перед женитьбой или замужеством, перед призывом. Старики — замаливать грехи. Нередко отправлялись во время болезни, после несчастья, например пожара. Женщины ходили чаще, чем мужчины. К ближним местам брали и детей.

В сёлах и деревнях, расположенных вдоль дорог к наиболее посещаемым монастырям и святыням, сложилась своеобразная система обслуживания паломников, дававшая их жителям солидный дополнительный, а зачастую и основной доход.

Дворяне отправлялись на богомолье целыми кавалькадами, насчитывающими до нескольких десятков карет и повозок, а в зимнее время саней.

Особо красочными были царские выезды на богомолье, когда колонна сановных богомольцев и челяди могла растянуться на несколько километров. Торжественные выезды российских монархов на богомолья начались ещё в период княжеской Руси.

Наибольшую известность получила поездка великого князя московского Дмитрия к Сергию Радонежскому перед выступлением в поход против полчищ Мамая. В Житие Сергия Радонежского о том событии записано: «Князь же… великий Дмитрей… приде к святому Сергию, якоже велию веру имеа к старцу въпросити его, ещё повелит ему противу безбожных изыти: ведяще бо мужа добродетелна суща и дар пророчества имуща. Святый же… благословив его, молитвою вооружив и рече: «Подобает ти, господине, пещись о врученном от Бога христоименитому стаду: поиди противу безбожных и Богу помогающу ти победиши и здрав в свое отечьство с великыми похвалами возвратишись».

После же победоносного Куликовского сражения Дмитрий Донской вновь посетил обитель Сергия – «благодаряще старца и братию» за помощь.

Пожалуй, именно с этого времени, поездки монархов на богомолья перед решающими событиями в жизни государства, а также после важных военных побед или каких-то значимых событий стали традиционными. Постепенно сложился круг монастырей, которые стали называть «царскими монастырями» или «государевыми богомольями».

В государевых богомольях даже строились специальные царские дворцы или палаты. Так, в Саввино-Сторожевском монастыре под Звенигородом, который любил посещать Алексей Михайлович, для него построили небольшой дворец. Несомненно, наиболее посещаемым царским монастырем был Троице-Сергиев. Но зачастую государев богомольный поход мог отправиться и в совсем малоизвестный или редко посещаемый монастырь, после чего поток богомольцев в такой монастырь резко увеличивался.

Зачастую богомольный поход превращался в серьёзное испытание для царской свиты. Несколько раз Иван Грозный, надеясь искупить накопившиеся грехи, отправлялся на богомолье в Троице-Сергиев монастырь пешком. Естественно, что все сопровождавшие его бояре независимо от возраста и дородности должны были также идти пешком.

Однако пешие богомольные походы были, пожалуй, исключением из правил. Часто царь и его свита проходили пешком только незначительную часть пути, чаще всего в начале и в конце похода. Основную же часть пути предпочитали преодолевать в более комфортных условиях.

Царёв богомольный поход всегда организовывался как значимое государственное событие. В монастырь заранее отправлялись гонцы, оповещавшие о примерной дате прибытия царя. Специальные команды и местные крестьяне отряжались на ремонт дороги и мостов. Приводились в порядок или строились путевые дворцы, в которых можно было остановиться на отдых.

Богомоление (фр. prière) — моление Богу.

Богомольство — свойство людей молиться Богу.

Богомольный (англ. devout) — прилежно и регулярно молящийся; исполняющий обрядовые установления церкви; богобоязненный.

Пословица: Вор слезлив, а плут богомолен.

Богомольня — место, где молятся Богу; помещение для моления; образная.

Богомолец (фр. pèlerin) —1) паломник, идущий или уже пришедший поклониться святыне и помолиться. 2) тот, кто богомолен; тот, кто привержен богомолью. См. Богомол1.

Пословица: Знают чудотворцы, что мы не богомольцы.

В.И. Даль указывает, что духовные лица сами себя именуют в подписях: слугою и богомольцем.

Богомолка — 1) в женском роде: богомолец. 2) богомолками также зовут по В.И. Далю заматерелых девок, грамотниц, посвятивших себя обучению детей и чтению псалтыря и канонов.

Пословица: Поползень втихомолочку нашёл себе богомолочку.

Богомольствовать – ходить на богомолье.

Богомольничий – принадлежащий или свойственный богомольцам.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть