БОГОРОДИЦА ДОНСКАЯ
Богородица Донская — образ Богоматери, созданный на Дону греческим иконописцем в XIV в. Представляет собой икону Богородицы с младенцем Христом на руках, выполненная в иконографическом типе Елеуса. Икона двусторонняя, на её обороте изображено Успение Богородицы.
Иное название: Донская икона Божией Матери.
На протяжении многих веков Донская икона служила защитницей Российской Империи, неизменно пребывая в Благовещенском храме Кремля и покидая его лишь на краткое время. Однако преддверии Октябрьской Революции она была отдана в мастерскую для раскрытия и реставрации и покинула её лишь в 1919 году. Но вернулась она не в храм, а музей новорожденного государства. Быть может, это и спасло святыню.
В 1380 г. икона была преподнесена казаками великому князю Дмитрию Донскому накануне исторической Куликовской битвы и именно её заступничество помогло одержать победу над неисчислимыми полчищами ордынцев. Якобы войска Мамая бежали в страхе перед Заступницей, оставив раненых сотоварищей, награбленное и собственное добро. Сведения об этом эпизоде изложены во вкладной книге Донского монастыря.
Согласно одной из версий происхождения Донской иконы Божией Матери, она была написана по повелению митрополита Киприана в честь спасения Москвы от полчищ Тамерлана. Большинство исследователей склоняется к тому, что её автор – Феофан Грек. Однако точное время написания остается под вопросом, но ясно одно: святыня была создана примерно в последние десятилетия XIV века. По качеству живописи Донская Богородица превосходит все иконы, созданные в то время. Она была создана выдающимся мастером новгородской школы, сумевшим «оживить» канонический образ, практически не погрешив против византийских традиций.
По мнению историка Олега Ульянова, Донская икона Божией Матери написана для Успенского собора Симонова монастыря (основанного в 1370 г. племянником преподобного Сергия Радонежского — святителем Феодором), откуда икона могла быть перенесена в 1567 г. в Благовещенский собор Московского Кремля, восстановленный после кремлёвского пожара 21 июня 1547 года. Свои доводы Ульянов подкрепляет «Жалобницей» протопопа Благовещенского собора Сильвестра митрополиту Московскому Макарию, что после пожара «перевод у Троицы имали иконы с чего писати да на Симанове», а также другими примерами. По мнению Валентины Антоновой, Донская икона первоначально находилась в Успенском соборе в Коломне, построенном по указанию князя Дмитрия Ивановича, в котором, предположительно, работал Феофан Грек и его ученики, создавая фресковый ансамбль и иконостас.
За последние столетия история Донской иконы Пресвятой Богородицы прослеживается более чётко. Она была перенесена в Успенскую Коломенскую церковь (впоследствии Донскую), а затем – в Благовещенский собор Московского Кремля. Далее этой святыне суждено было сыграть выдающуюся роль в истории Российского Государства.
Перед этой иконой молился Иван Грозный в преддверии похода на Казань (1552 г.). Крестный ход с Донской иконой помог защитникам Москвы одолеть войско Казы-Гирея, подступившее к Москве (1592 г.). В честь спасения Москвы от нашествия войск Казы-Гирея в конце XVI столетия был основан Донской монастырь. Он немедленно получил список Донской иконы Богородицы, который тоже вскоре прославился как чудотворный.
С Донской иконой был благословлён на царствие Борис Годунов (1598 г.). Образ сопровождал князя В.В. Голицына в победоносном крымском походе (1687 г.) Икона пережила захват Москвы войсками Наполеона, утратив лишь драгоценности с оклада (1812 г.) После икона Богородицы Донской хранилась в Московском Донском монастыре, затем передана в Третьяковскую галерею.
В книге вкладов Донского монастыря говорится: «Того ради последи прославися образ Пресвятыя Богородицы Донския, зане к великому князю Димитрию Ивановичу Донския Казаки, уведав о пришествии благоверного вел. князя Димитрия Ивановича в междуречьи Дона и Непрядвы, вскоре в помощь православному воинству пришли бяше и сей Пречистыя Богоматери образ в дар благоверному вел. князю Димитрию Ивановичу и всему православному воинству в сохранение, и на побеждение нечестивых агарян, вручиша».
Донская икона Пресвятой Богородицы представляет собой выдающееся произведение иконографического искусства. Это огромная культурная и духовная ценность для русского народа, шедшая рядом с ним на протяжении многовековой истории. Образ написан по традициям того времени, на доске. На лицевой стороне изображена Божия Матерь, держащая на руках Христа, на обороте – эпизод Успения Пресвятой Богородицы, созданный одновременно с основным образом. В данном случае Божия Матерь изображена как Елеуса (Умиление). Это иконографический тип, зародившийся в Византии и восходящий к Одигитриям, созданным самим евангелистом Лукой. Однако в отличие от Одигитрии, Елеуса всегда камерная и трогательная, ведь она запечатлевает момент высшего проявления любви Матери и Сына. Основной фон иконы когда-то был золотым, но со временем истёрся. Исчезли и нимбы, некогда окружавшие головы персонажей. А вот лики и одежды Божьей Матери и Иисуса сохранились гораздо лучше, радуя свежими красками.
Основной сюжет образа – поясное изображение Пресвятой Богородицы. Иконописец сумел придать её светлому лику мягкость и человечность, не слишком свойственную византийским богородичным иконам того же периода. Черты лица Божией Матери слегка ассимметричны, как у живой и очень красивой женщины. Выражение лица наполнено нежностью и печалью: она знает, какая участь уготована её Сыну. Богородица предстаёт перед нами в багровом мафории, цвет которого символизирует её статус Царицы Небесной и напоминает о великих страданиях, которые выдержал Спаситель во имя человечества. Это и её муки, ведь ни одна мать не сможет спокойно взирать на страдания своего ребенка, какими бы причинами они ни были вызваны. Три золотые звезды символизируют Приснодевство Марии. Иисус, одетый в золотистый хитон, восседает на правой руке Матери и доверчиво прижимается к ее лицу щекой. Его трогательные босые ножки, перевитые золотым шнурком, стоят на левой руке Богородицы. Спаситель доверчиво и с любовью смотрит на Мать, а её взгляд направлен как на сына, так и на молящихся.
В левой руке Иисуса можно увидеть свиток с Законом Божиим, по которому должен жить каждый православный человек. На Донской иконе Иисус изображён в образе Спаса Эммануила, то есть, подростка. Это подчёркивает вневременной статус Бога и его существование вне человеческого понимания.
На оборотной стороне образа запечатлен сюжет Успения Богородицы, т.е. перехода её из земной жизни в Царствие Небесное. Усопшая Мария возлежит на одре в окружении апостолов и двух епископов. Над ней возвышается фигура Иисуса Христа, держащая на руках условную фигуру спеленутого младенца – символ чистой души Пресвятой Девы. На переднем плане горит свеча: отсылающая к пламени земной жизни, которое вскоре угаснет. Образ Успения куда более драматичен, поэтому и написан более тёмными и насыщенными красками.
Образа Успения по сравнению с лицевой Елеусой сохранился намного лучше. Дело в том, что оборотная сторона иконы в течение нескольких веков была закрыта окладом, вследствие чего меньше подвергалась воздействию окружающей среды и солнечных лучей.
Богородичен — тропарь, обращённый к Пресвятой Богородице.