Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

БОГОЯВЛЕНИЕ

Богоявление — один из двенадцати главных христианских праздников, который называется Крещение Господне или Богоявление. См. также Крещение.

Представляет собой евангельский эпизод, когда при Крещении Господа совершилось явление всех Лиц Святой Троицы: Голос Бога Отца свидетельствовал о Сыне, Сын Божий крестился от рук Иоанна в реке Иордан, а Дух Святой в виде голубя сошёл на Сына. В этот день слава Господа стала известна всему человечеству.

В церковный календарь праздник Богоявления вошел в середине II века и отмечался вместе с Рождеством. Изначально праздник посвящён воспоминанию трёх евангельских событий: Рождества Христа, поклонения волхвов, а также Крещения Христа в Иордане в начале Его служения. Датой празднования почти повсеместно было 6 января. Сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского от II века о ночном бдении, совершаемом перед праздником Крещения Господня. Первое официальное упоминание о празднике Богоявления относится к 361 году (эпоха императора Юлиана). Начиная с III века Григорий Чудотворец, мученик Ипполит и все великие отцы Церкви проводили в день праздника особые беседы с паствой, в которых разъясняли смысл Богоявления. В V-VI веках в Церкви появилась традиция отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря, а Богоявление 6 января стали праздновать как воспоминание о пришествии трёх волхвов и Крещении Господнем. В средние века в православии праздник именовался также Теофания (греческий эквивалент слова «Богоявление»), а в католицизме – Manifestatio (Явление). Дальнейшая эволюция праздника шла в православии и католицизме разными путями. В православии праздник Богоявления все более увязывался по смыслу с Крещением, теряя связь с рождественскими событиями. В настоящее время в православии Богоявление и Крещение – разные названия одного праздника.

В католицизме, напротив, праздник Богоявления все более связывался с евангельскими событиями после Рождества. В результате праздник Крещения в латинском обряде полностью отделился от праздника Богоявления и отмечается в следующее воскресенье за Богоявлением.

В отличие от Рождества, возникшего в Риме, Богоявление как праздник появилось на Востоке, в византийских владениях. При этом цели древних христиан при создании праздников стали общими. Это борьба с древними языческими праздниками, приуроченными к концу декабря – началу января и посвящёнными удлинению светлого времени дня после зимнего солнцестояния. То, что сегодняшние астрономы понимают как стандартное последствие движения Земли по орбите, древние люди рассматривали как победу солнца над тьмой. Христиане же придали этому празднику нравственный характер: Христос – свет миру, и в этот зимний день он явил себя миру в своей человеческой ипостаси.

Праздник установлен в память о евангельском событии, когда 30‑летний Иисус Христос крестился от Иоанна Предтечи в водах Иордана. Крестившись от Иоанна, Христос проявил верность и послушание заповедям Божьим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был исполнить эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божьей и смирения.

Праздник Крещения называют ещё Богоявлением, потому что при Крещении Господа совершилось явление всех Лиц Святой Троицы: Голос Бога Отца свидетельствовал о Сыне, Сын Божий крестился от рук Иоанна в реке Иордан, а Дух Святой в виде голубя сошёл на Сына. Называется праздником Богоявления потому, что именно в этот день слава Господа явилась всему человечеству.

Ещё этот праздник называется днём Просвещения и праздником Светов – от древнего обычая совершать накануне его крещение оглашённых, которое является, в сущности, духовным просвещением.

В западной традиции в Богоявление празднуется евангельский эпизод, согласно которому волхвов, пришедших из Ирана восславить Иисуса, привела к месту Его рождения в израильском Вифлееме Рождественская звезда.

Только Армянская Церковь сохранила древний обычай празднования Рождества Христова и Крещения в один день. Другие церкви празднуют Рождество Христово 25 декабря или 7 января, а Крещение – 6 или 19 января. Связано это с тем, что, согласно Ветхому Завету, никто не имел права проповедовать, не достигнув 30-летнего возраста. Таким образом, когда Христос начал проповедовать, ему было 30 лет. И из-за этого церковь вначале отмечала Рождество и Крещение в один день, так как Христос начал проповедовать после крещения.

Из-за разницы между новым григорианским и старым юлианским календарём Русская православная церковь отмечает Богоявление 19 января. Но восточное Богоявление и его западный аналог – это на самом деле один и тот же праздник, отмечавшийся ещё за 700 лет до разделения православной и католической церквей. Никакой непреодолимой пропасти между западной и восточной традициями в этом вопросе нет.

Есть, кстати, определённые различия в «богоявленских» традициях и у отдельных восточных церквей. Так, Армянская апостольская церковь, как уже говорилось, отмечает Рождество одновременно с Богоявлением – 6 января. В Русской православной церкви на один день приходятся праздники Богоявления и Крещения Господня.

В католическом мире Крещение отмечается на неделю позже. Некоторую путаницу в «крещенские» праздники вносит и вопрос, что считать крещением Иисуса Христа – уже упоминавшийся эпизод с Иоанном Предтечей или обрезание, названное в Ветхом Завете «печатью Господней»? Родившись в иудейской семье, маленький Иисус вскоре после рождения обрезан по ветхозаветному обряду, и в датировке этого события и связанного с ним праздника разные церкви также расходятся.

Центральным содержанием Богоявления у католиков является церковное сказание о поклонении младенцу Иисусу языческих королей – магов Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. Праздник Богоявления получил также название Festum magorum («Праздник волхвов») или Festum regum («Праздник царей»).

У западных христиан в значении праздника Богоявления на первый план выступает воспоминание о явлении Вифлеемской звезды восточным волхвам (или царям) после рождения Христа как о первом откровении о приходе Мессии, данном язычникам. Поэтому праздник Богоявления получил также название Festum magorum («Праздник волхвов»), или Festum regum (Праздник царей) и связывается с поклонением младенцу Иисусу трёх волхвов (трех царей) – Каспара, Мельхиора и Валтасара, а День Крещения Господня (Baptisma Christi) отмечается в первое воскресенье после праздника Богоявления и завершает рождественский цикл. В Польше этот праздник так и называется – день Трёх Царей.

В восточной православной традиции подчеркивается связь Богоявления с другим евангельским эпизодом – крещением уже взрослого Иисуса в водах реки Иордан его ровесником Иоанном Крестителем (Предтечей).

По западной традиции в день Богоявления совершается освящение не только воды, но также ладана и мела, которым верующие пишут у входа в свои дома начальные буквы имен волхвов: «К+М+В» (Каспар, Мельхиор и Валтасар).

Любопытно, что западных храмах в праздник Богоявления освящают даже мел, которым потом пишут на дверях церквей и домов латинские буквы «C.М.В.» (не только аббревиатура от первые букв имён трёх волхвов – Каспара, Мельхиора и Бальтазара; но и смысл латинской фразы «Christus mausionem benedicat», что означает «Да благословит Христос этот дом»). Верят, что эти буквы отгоняют злые силы и злые помыслы от дома и от благополучия семьи, живущей в нем. Мел же хранится весь год, как и вода у православных. До сих пор сохраняется традиция жечь костры - «эпифанские огни», освещающие «путь волхвов».

У большинства народов Европы дата празднования Богоявления совпадала с окончанием языческого праздника зимнего солнцестояния, связанного с культом природы (сатурналий у романских народов, святки у славянских). Поэтому многие дохристианские (святочные) обычаи – народные игрища, гадания и т.д. сохранились в бытовой обрядности праздника Богоявления.

Своим крещением в Иордане спаситель положил начало таинству крещения – одному из семи главных церковных таинств, через которое человек как бы заново рождается для жизни во Христе. Трёхкратное погружение (каждого верующего во Христа) в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды – приобщение тридневному Его Воскресению.

Праздник Крещения Господня отправляется так же, как и праздник Рождества Христова. Накануне совершаются Великие часы, литургия Василия Великого и Всенощное бдение, начинающееся Великим Навечерием. В воспоминание о евангельском событии в этот день, а также накануне (в крещенский Сочельник) во всех православных храмах совершается чин Великого водоосвящения. Эта освящённая вода именуется крещенской или (по-гречески) великой агиасмой и обладает благодатными свойствами – освящать материальные предметы и врачевать духовные и физические недуги.

Впрочем, святоотеческие предания и многочисленные призывы разных церквей призывают христиан разных конфессий искать не различия, а объединяющие моменты.

Постепенно установилась традиция, по которой все три праздника, связанные с детством Иисуса – Рождество, Богоявление и Крещение – являются, прежде всего, праздниками детей. Благодаря этому Рождество и сопутствующие ему Богоявление и Крещение проявили в Западной Европе мощный интеграционный потенциал, втягивая в «орбиту» христианского миропонимания юных и не очень юных представителей других религий.

Одним из важных гуманистических завоеваний христианства стал культ матери и ребенка, проявившийся уже в пятом веке в многочисленных храмах и праздниках, посвященных Богоматери и Христу в его младенческом воплощении. Интересно, что в Испании и в Латинской Америке подарки детям делаются не в рождественскую ночь, а в ночь перед праздником Богоявления. Считается, что эти подарки приносят детям волхвы – те самые «маги», которые изображены на многочисленных западноевропейских картинах, носящих одно и то же название почти во всех церквах и музеях – Adoration de Magi, то есть «Поклонение волхвов».

Западные христиане отмечают день Богоявления, известный в большинстве романо-германских языков по своему греческому названию как Епифания (в английском языке – Epiphany). По древности этот праздник даже превосходит, хоть и ненамного Рождество. Вместе с Пасхой и Пятидесятницей он относится к старейшим христианским праздникам.

Накануне Богоявления в армянских церквях отслуживают рождественскую литургию Чракалуйц с зажжёнными лампадами («Чракалуйц» по-армянски означает «возжигание лампад». В этот вечер люди уносят с собою домой зажжённые в церкви лампады и свечи. Зажжённая лампада символизирует свет Вифлеемской звезды, которая указала волхвам дорогу к пещере, где лежал Младенец Иисус, завёрнутый в пелёнки.

В Русской Православной Церкви водоосвящение в Навечерие совершается в храмах, а в самый праздник оно обычно совершается на реках, источниках и в колодцах (так называемое «Хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма. После рождественской литургии, совершается Водоосвящение, которое символизирует крещение Христа в реке Иордан. Вода освящается Библией, крестом и миром. После освящения воду раздают присутствующим.

У верующих существует обычай ежегодно, набрав крещенской воды, окроплять ею свои жилища. Эту воду можно пить – желательно натощак. Христиане благоговейно хранят её в течение всего года.

Накануне праздника Крещения принято соблюдать такой же строгий пост, как и в Рождественский сочельник. В пищу по Уставу Церкви разрешается употреблять только одно блюдо – сочиво. Если Навечерие случается в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одного раза дозволяется принятие пищи дважды – после литургии и после освящения воды.

В русской народной традиции принято на крещенский сочельник ставить меловые кресты. Рассказывают, что в богоявленскую ночь, перед утреней, небо открывается; а о чём открытому небу помолишься, то сбудется.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть