АРХИЕРЕЙ
Архиерей (в греч. — старший священник; начальник священников; верховный жрец; евр. — первосвященник; англ. bishop, member of higher orders of clergy; исп. obispo) — высший представитель священства, первосвященник; старший в епархии иерей из чёрного духовенства, святитель, епископ, с почётом преосвященный.
В церковной «табели о рангах» относится к третьей, высшей степени священства.
В православной Церкви архиереем именуют лицо высшей (третьей) степени иерархии. Это епископы, архиепископы, митрополиты, экзархи, патриархи, как первосвященники в отличие от подчинённых им иереев (священников) и диаконов.
Сам архиерей имеет благодать совершать все таинства, включая рукоположение, и руководить церковной жизнью. Так же только архиерей может освящать миро, которым помазывают человека после Крещения. Каждый архиерей (кроме викариев) управляет своей подответственной ему епархией.
Архиереи делились по объёму административной власти на епископов, архиепископов и митрополитов, в настоящее время эти звания сохраняются как почётные титулы.
Архиерей, по решению Шестого Вселенского Собора в Константинополе (681 г.), должен быть безбрачен. В современной церковной практике принято поставлять в архиереи из монашествующего духовенства.
Архиерей обращается к епископу: «Ваше Преосвященство», к митрополиту и архиепископу: «Ваше Высокопреосвященство», к патриарху «Ваше Святейшество». Иногда к восточным патриархам архиерей обращался в форме «Ваше Блаженство».
Неофициальное обращение к архиерею — «владыко».
Из числа архиереев поместный собор избирает патриарха (пожизненно), который осуществляет руководство церковной жизнью поместной церкви (некоторые поместные церкви возглавляются митрополитами или архиепископами).
Рукополагающий архиерей — архиерей, имеющий благодать передавать преемственность от Иисуса Христа.
Рукоположение архиереям — обряд преемственности апостольской благодати, принятой от Великого Архиерея Иисуса Христа и передаваемый через рукоположение архиереям от самых апостольских времён.
Рукоположение в архиереи совершается собором архиереев, на котором должно быть по крайней мере два рукополагающих архиерея.
На Карфагенском соборе (318 г.) установлено, что при рукоположении в архиереи должно быть не менее трёх рукополагающих архиереев.
Владыко — неофициальное обращение к архиерею.
Облачение архиереев — одежда и атрибуты архиереев. Обычно это одежда и атрибуты, в которой архиереи служат литургию, совершают таинства, но никогда не используют её в повседневных целях. Первоначально таким облачением выступали митра, фелонь и полиставрий, позже в России саккос. Полиставрий или крещатая риза была в древности богослужебной одеждой епископов, митрополитов и патриархов, как и фелонь, только со многими нашитыми на ней крестами.
В Византийской империи XII в. полиставрий являлся, собственно, одеждою патриарха, и только по особенному преимуществу в неё облачались некоторые экзархи, но в начале XV в. в него для проведения праздничного и торжественного богослужения облачались уже все епископы. В русской церкви полиставрий также был исключительной принадлежностью высших иерархов — всероссийских митрополитов — до митрополита Фотия (1409— 1431 гг), когда был заменён саккосом.
Саккос – туникообразное одеяние, обычно не сшитое по бокам, с короткими широкими рукавами и с вырезом для головы. Такую одежду, но только из грубой ткани, в знак смирения перед Христом в дни Великого поста носили византийские императоры. Но и саккос со временем трансформировался, его стали шить из дорогих тканей, приобрёл более нарядный вид.
Головной убор архиреев – митра, что значит в переводе с греческого «головная повязка», является воплощением такой повязки, которую в Древней Церкви носили первые епископы в знак своего высокого достоинства. С течением времени эта повязка трансформировалась в полноценный головной убор, очень напоминающий корону. Митра-корона и саккос были одеяниями византийских императоров, надеваемыми по церковным праздникам. После того как столица Византии – Константинополь была взята турками-османами, последний император погиб в бою, и Византийская империя прекратила своё существование, турецкий султан Мехмед II отправил императорские одежды Константинопольскому патриарху Геннадию II Схоларию. Со стороны султана это означало, что он берёт христиан под своё покровительство и признаёт патриарха как церковного главу всех своих подданных-христиан. Затем, в течение нескольких веков, митра и саккос стали облачениями всех православных архиереев.
Прочие части облачения такие, как подризник, епитрахиль, поручи, пояс, палица, набедренник и т.д. обязательны и для архиереев, и для иереев.
Великий архиерей — в иконописи: Христос, изображаемый в соответствии с текстом Псалма 109 («Ты священник вовек по чину Мельхиседека»), а также «Послания к евреям» св. Апостола Павла («…по знаменовании имени царь правды, а потом и… царь») и в развитие темы св. Литургии «Предста Царица одесную Тебе».
Царь царём — сюжет иконы, на которой Христос изображается в соответствии с текстом Апокалипсиса (гл. 19): «На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих… на голове Его много диадим… Из уст же Его исходит острый меч».
По В.В. Филатову /84, с. 197/, Христа пишут в красной мадорле, облачённым в далматику, со множеством диадем, образующих тиару, со скипетром, завершённым крестом, в левой руке, правая рука в благословляющем жесте; от левого плеча в сторону направлен меч. Иногда часть этого облачения и меч изображаются на иконе Великий архиерей.