ВЕРА
Вера (англ. faith; belief; исп. confianza) — 1) высший эталон истины. 2) состояние сознания верующего; религиозное учение. 3) принятие чего-либо за истину. Например, вера в безсмертие души. 4) способность кому-либо доверять; чувство доверия; уверенность, твёрдая надежда, упование, ожидание. А.С. Пушкин: «С надеждой, верою весёлой, Иди на всё, не унывай!» 5) народные мироустои; убеждённость на генетическом уровне, передающаяся из поколения в поколение. Например, такая у них вера, т.е. обычай, правило, привычка. У них вера крепка – так говорят о народе, который обладает прочными нравственными устоями. 6) убеждение в реальности и истинности того, что не доказано с несомненностью. 7) (устар.) клятва, присяга.
Пословицы: Хочешь богатства – создай свою веру. Вера горами движет (т.е. чем выше убеждённость в правоте идеи или задуманного дела, тем выше уровень энергетики в деятельности человека и его способность преодолевать трудности). Слепая вера противна рассудку. С верой нигде не пропадешь. Вера спасает. Без дел вера мертва перед Богом. Веру к делу применяй, а дело к вере. Без веры Господь не избавит, а без правды не спасёт. Не та вера правее, которая мучит, а та, которую мучат. Что мужик, то вера; что баба, то устав – так говорят о раскольниках; там, где в народе нет порядка. Мера всякому делу вера. Не всё верою, ино и мерою. Не всюду с верою, инде с мерою. Первому дураку не верь, первому вралю веры не давай. Люди лгут, а нам веры не имут. Не верь выезду, верь приезду. Счастью не верь, а беды не пугайся. Кто легко верит, легко и погибает. Не верь ушам, верь очам. Не верь речам, верь своим глазам. Никому не верь, только счёту верь. Не всякому слуху верь, не всякую правду сказывай. Ни голосу, ни волосу не верь – о женщине. Кому как верят, так и мерят. Никому не верит, а сам меряет. Молодой старому не верит (и наоборот). Свежо предание, да верится с трудом. От верного человека верные вести. Верен раб, и господин ему рад. Верно служу, ни о чем не тужу. Верен счёт, коли в руках приход. Верен как золото. Служи верно: награжу примерно. Верно и мерно.
Афоризмы: «В любом проекте важнейшим фактором является вера в успех. Без веры успех невозможен», – утверждает Джеймс Уильям, американский философ-идеалист, психолог. «Величие мира всегда находится в соответствии с величием духа, смотрящего на него. Добрый находит на земле свой рай, злой имеет уже здесь свой ад», – писал Гейне Генрих, немецкий поэт, публицист.
В английском языке чётко различаются теоретическая вера в то, что нечто есть (belief), и религиозная вера (faith).
Вера представляет собой особое состояние психики человека, состоящее в полном и безоговорочном принятии за истину какой-либо информации (представлений, умозаключений, явлений, событий и т.д.), которые в дальнейшем способны определять деятельность человека. «Вера, это та способность разума, которая воспринимает действительные (реальные) данные, передаваемые ею на разбор и сознание рассудка», – А.С. Хомяков.
Вера есть «признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Это не значит, что истины веры не подлежат никаким доказательствам, а значит только, что сила веры зависит от особого самостоятельного психического акта, не определяемого всецело эмпирическими и логическими основаниями», — Вл.С. Соловьёв.
В словаре Брокгауза определено: «Вера (в философии) означает признание чего-либо истинным с такою решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Это не значит, что истины веры не подлежат никаким доказательствам, а значит только, что сила веры зависит от особого самостоятельного психического акта, не определяемого всецело эмпирическими и логическими основаниями. Так, например, мы безусловно верим в существование внешнего миpa самого в себе (независимо от его явления для нас), признаем такое его существование безспорною истиною, тогда как рациональные доказательства этой истины, представленные доселе философами, строгой критики не выдерживают и, во всяком случае, спорны и не разрешают всех сомнений».
Считается, что вера проявляется как результат предварительной работы сознания, создающего представления человека о мире, о его месте в мире, о связях и отношениях этого мира.
Вера не может быть без осознания веры, разум основывается на вере. Целесообразно рассматривать веру не только как религию, а более широко, она универсальна для человека. Вера – это не только вера в Бога, но и вера в реалии жизни и идеалы, меры доверия между людьми, государствами, вера в будущее.
Вера и разум, их единство и взаимосвязь являются кардинальной проблемой человеческой мысли, философии, психологии, культурологи и теологии. Она рассматривалась всеми выдающимися философами прошлого и современности, не говоря об Августине, Газали, Тертуллиане, Авиценне, Беркли, Канте, Декарте. Первичность и универсальность веры и разума убедительно доказана в работах таджикских учёных Искандара Курбановича Асадуллаева, Мамадшо Илоловича Илолова.
Исследователи феномена веры выделяют три ступени духовного восхождения, основанные на трёх силах души (уме, чувствах и воле): вера как рассудочная уверенность, вера как доверие и вера как преданность, верность.
Вера играет огромную роль в осуществлении разума. Разума и практики без веры просто не может быть. Вспомним максимы Августина и Ансельма Кентерберийского – «верую, чтобы понимать» и максиму Абеляра – «понимаю, чтобы веровать», они касались религии. Даже если человек знает, что практика является критерием истинности, то это его знание основано на вере – убеждённости в том, что это именно так, а не иначе.
Разум основан на вере, а вера основана на разуме. Ибо когда человек знает что-либо, то он верит, убеждён в том, что то, что он знает, является действительным, истинным. Он может думать о ложности какого-либо знания, но и в этом случае он верит в эту ложность знания.
Вера всегда связана с предметом, содержательно им определяется и безконечно многообразна в проявлениях.
Вера есть представление в сознании досознательной связи субъекта с объектом. Чем проще, всеохватнее и неизбежнее эта связь, тем сильнее соответствующая ей вера.
Доказать первичность веры просто. Например, возьмём кусочек хлеба. Человек, прежде чем откусить его и прожевать, видит его, но не полностью. Человеку никогда не дано что-либо полностью знать. Полностью увидеть то, из чего состоит весь кусочек хлеба, он не может принципиально. Но процесс приёма пищи требует от него доверия своим чувствам и разуму, которые говорят ему, что это нормальный хлеб и его можно прожевать, съесть, утолить свой голод. Человек должен, опираясь на разум и чувства, верить в съедобность пищи. Без веры в реалии мира не может быть осуществления жизни. И так на каждом шагу.
Вера опирается на чувства и разум, она осознается. Когда ты чувствуешь что-либо, независимо от того, веришь ли ты своему чувству или нет, ты доверяешь первичному своему отношению к чувству, и это отношение говорит тебе о том, верить этому чувству или нет.
В начале каждого человеческого жизнепроявления лежит доверие к самому себе, вера в истинность своих чувств и мыслей, вера в собственный разум. Даже если ты не веришь какому-либо своему чувству, то это основано на вере и твоей убеждённости в твоей правоте о ложности чувства.
Иными словами, у истоков каждого знания есть знание первичное – твоя убеждённость, вера в истинность по поводу твоих чувств, суждений, логики, понятий, умозаключений о себе и о мире. Самое первое – это доверие к себе, своему разуму или чувствам и интуиции, которые могут говорить тебе об истинности или о ложности всех последующих чувств и мыслей. Даже в том случае, когда ты себе не доверяешь, то и в этом случае ты веришь в истинность такого недоверия к самому себе.
Первичная вера – это вера в собственный разум (об аномалиях мы не говорим), это вера, добывающая знание.
Перед силами Вселенной человек безпомощен и не в состоянии познать Вселенские законы, но развитие знания становится возможным в условиях познания мира, но познания всегда неполного. Отсюда возникает еще одна проблема, которая говорит о том, что неполное знание является действенным на протяжении всей истории человечества. Оно всегда неполное. Но в большинстве случаев оно достаточное для осуществления действий человека и человечества, адекватно условиям и эпохе.
Вера и разум не противоречат друг другу. Триединое понимание – вера, разум и человечность – универсальны для человека и человечества, но в своем проявлении могут быть направлены на извращение, выхолащивание и веры и разума. Только в односторонних, мёртворождённых идеях происходит искажение этого единства. Таковы и воинствующие атеисты, и религиозные фундаменталисты, они пытаются использовать разум против разума, извращая его великий гуманистический смысл, выхолащивая его человечность, направляя его против человечества.
Но нельзя говорить и о том, что вера якобы вторична и подчиняется разуму. На самом деле вера освещается разумом, они едины, вера открывает нам своё разумное начало. Три начала определяют надежду человечества: это вера, разум и человечность. Такими началами являются – Вера (знание), Надежда (будущее) и Любовь (человечность).
В своём гуманизме Махатма Ганди исходил из разума и морали, единства священных книг различных религий: «Я полагаю, что Библия, Коран, Зенд Авеста боговдохновенны так же, как и Веды... Но я утверждаю, что знаю и понимаю истинную сущность учения священных книг. Я отказываюсь признать какое бы то ни было толкование, сколь ученым оно ни было, если оно противоречит разуму и морали» (Мохандас Карамчанд Ганди. Моя жизнь / М.: Наука, 1969 г. – с. 475-476).
Вместе с тем мы не можем обходиться без веры в виду вероятности альтернатив будущего.
Например, наше знание о том, что стул является твёрдым, не подвергается сомнению, он всегда твёрдый. Мы абсолютно уверены в этом. Однако наша абсолютная уверенность, по существу, состоит из нашей веры в то, что стул постоянно будет оставаться твёрдым. Но между тем существует вероятность изменения твёрдости стула, хотя эта вероятность может быть безконечно малой. Стул изнашивается, ветшает и однажды превратится в прах. Однако вероятность события, противоречащего нашей вере, всегда существует. Будущее всегда вероятностно. Поэтому мы не можем сделать ни одного шага без веры в вероятность какой-либо альтернативы.
Но мы не замечаем нашей веры в то, что в каждый момент будущего стул будет оставаться твердым. Не замечаем, и это есть основа так называемого процесса синхронизации будущего в нашем сознании. Отсюда кажущееся суждение: «стул твёрд вне времени». Мы отвлекаемся от всякой допустимой возможности превращения стула в нечто нетвердое в какой-то будущий момент. Пусть это безконечно маловероятно, но ведь это возможно.
Синхронизация будущего в сознании, когда вектор времени рассматривается только как настоящее, характерно для человека. Тогда как на самом деле все вещи, весь мир постоянно переживают процесс перехода от настоящего в будущее.
Будущее всегда вероятностно, хотя вероятности могут быть безконечно малыми. В этих условиях человек, находящийся в состоянии синхронизации будущего в сознании, не замечает главного – первичной веры – знания в отношении огромного мира, который кажется ему устойчивым вне времени, абсолютным по многим аспектам. Он не замечает своей веры в устойчивость вещей, он полагает, что они вне времени и вне его первичной веры – знания.
Говорим обо всём этом для того, чтобы подчеркнуть главное: будущее не может быть абсолютно неизбежным, оно всегда вероятностно, с большой вероятностью альтернатив или с малой и безконечно малой вероятностью. Поэтому в каждый момент времени мы верим в наступление того или иного, но это часто происходит скрытно в плену синхронизации будущего в сознании, когда мы не замечаем вероятности будущего и нашей веры в наступление того или иного.
Все это снова и снова доказывает универсальность веры для человека. Одновременно подчеркнем и универсальность разума, сознания, о чем говорил Вико и к чему подводит Махатма Ганди.
Вера у Канта была связана с априорным знанием. Он допускал ограниченную безспорность опыта, но при выходе во всеобщность суждений на основе веры начинается априорное знание. Однако исследование феномена веры позволяет утверждать невозможность безспорности опыта без первичной веры в неё.
Когда субъективный идеалист Беркли говорит, что есть только ощущения, но нет вещей, то он убежден в этом, верит в это своё первичное знание. Точно также, когда диалектические материалисты утверждают об объективном существовании мира и вещей, то они абсолютно верят в это свое первичное знание. При этом они приводят в доказательство практику как критерий истинности того, что они говорят. Но ведь они в своем первичном знании также верят, пусть абсолютно, в истинность этого своего суждения. Первичное знание, основанное на вере себе, может быть явным, или часто подспудным, неявным в форме абсолютной убежденности. То есть у человека первичным знанием является вера, доверие себе, даже к своим сомнениям. Недоверие к себе, своим чувствам и суждениям основывается на первичном доверии – вере в правильность такого отношения к ним.
Когда Рене Декарт говорит: «cogito ergo sum» – «я мыслю, следовательно существую», то, начиная с его эпохи новой науки, и в последующее время «cogito» (мыслю) считалось первым достоверным знанием.
Однако первым достоверным знанием (актом веры и мышления), первичным является его вера в истинность этой мысли. Вера-знание (начальный акт мышления). Она часто не осознается. То есть вера в истинность мышления как первый акт мышления предшествует процессу мышления или же происходит одновременно. Однако даже если вера-знание одновременна мышлению, тем не менее, она предшествует по сущности, если не по времени. Такую логику впервые ввёл Ибн Сина (Авиценна).
Рассматривая первичное знание – веру, мы убеждаемся в том, что в основе основ разума и веры лежит их неразделимость, проявление друг через друга.
Окидывая взглядом в целом столь необычное, несущее беду человеку и человечеству, явление как религиозный фундаментализм в его крайних формах, учёные отмечают существование в жизни людей сумеречного сознания, от которого почти невозможно освободиться.
Невозможно полностью освободиться, но вся суть человеческого развития и жизни направлена на это освобождение от сумрака разума и веры. И самое лучшее в жизни человечества связано с беззаветным порывом вырваться к подлинному разуму и подлинной вере.
Мы можем к этому добавить и то, что Божественное Слово было дано не мертвой природе или животному миру, а человеку вместе с его разумом и сердцем. Поэтому без разума и сердца невозможно понять боговдохновенные книги – Библию, Коран, Авесту, Веды и Гатты. Это важнейший принцип миролюбия в духовной сфере для всех народов. Но это и важнейший принцип рационализма.
Великий смысл человеческого гуманизма заключается не в том, чтобы обращать внимание людей на различия разных видов Священного Писания – Корана, Библии, Зенд Авесты, Вед и Гатт, а в том, чтобы понимать их единый смысл, заключающийся в человечности и высокой духовности, выражающийся в триединстве веры (знания), надежды (будущего) и любви (гуманизма).
Научная вера — предположение или гипотеза, опирающиеся на выявленные факты.
Религиозная вера (англ. faith) — предпосылки истинности действия сверхъестественных сил.
Представляет собой свод моральных норм и типов поведения, а также обрядов и культовых действий, в соответствии с нормами определённой веры должны жить люди.
В большинстве верований нормы и разные, и одинаковые одновременно. Так как у всех народов в основу положено «не убий», «не укради» и т.п.
В своей критике религиозной веры атеисты делают акцент, что религиозная вера слепа. На самом деле истинная вера – всегда осмысленна, представляет собой единство веры (знания), устремлённости в будущее и любви к человеку и человечеству. Вера и мракобесие не совместимы.
Верование – убеждение духовного действия; отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе Бога; безусловное признание истин, открытых Богом; совокупность учения, принятого народом.
Дать на веру – одолжить, опираясь только на честное слово, на основе доверия; одолжить деньги кому-либо без юридических гарантий возврата.
Извериться – выйти из состояния веры, утратить веру.
Верно – действительно, так и есть, истинно. Например, верно, сегодня дождь пойдёт (вне всякого сомнения).
Наверное – предположительно, возможно. Например, наверное, сегодня дождь пойдёт (может пойдёт, а может и не пойдёт).
Пёсья вера – безверие.
Синоним: собачья вера.
Веровать – придерживаться веры.
Верить – принимать что-либо за истину.
Выверить – сопоставить с эталоном. Например, выверить часы.
Доверить – положиться на лучшие качества кого-либо; действовать в соответствии с верой.
Заверить – вновь убедить в следовании вере.
Поверить – сличить с верой. Например, поверить счёт; поверить кому-либо на слово.
Проверить – убедиться в соответствии чего-либо вере.
Сверить – сопоставить имеющиеся факты.
Уверить – убедить в вере во что-либо.
Разуверить – лишить веры; утратить веру.
Верный – преданный вере, надёжный; то, на что можно положиться или на кого можно положиться; неложный.
Достоверный – тщательно изученный; соответствующий вере.
Верник – доверенный человек.
Верняк – вне всяких сомнений успешное дело.
Пословицы: На верняка только обухом бьют, да и то промах бывает. И верняк срывается.
Наверняка – совершенно точно. Например, действовать надо наверняка.
Верность – полная преданность; твёрдость в слове, стойкость в деле; надёжность, точность, исправность, достоверность, правдивость.
Доверитель – тот, кто доверяет.
Доверенность – документ, в соответствии с которым доверитель поручает выполнить определённые действия.
Веритель – тот, кому доверили.
Верительный – документ, на основании которого формируется вера. Например, верительная грамота.
Доверчивый – легко воспринимающий что-либо на веру без критического осмысления.
Верующий – тот, кто верит в Бога.
Легковерный – тот, кто все факты воспринимает без проверки.
Верноподданный – обязанный служить верою и правдой; преданно верящий своему господину.
Вероимный – склонный верить всему, способный воспринимать веру.
Синоним: вероимчивый.
Вероисповедание – признаваемая кем-либо определённая религия; образ богопочитания по учению и по обрядам внешним. Например, католическое вероисповедание.
Вероломный – коварный, нарушающий клятву, присягу, верность, слово; свойственный тому, кто является клятвопреступным, лживым, омерзительным.
Вероломник – мерзкий клятвопреступник; тот, кто сломал веру.
Сокращение: веролом.
Вероломность – свойство вероломного.
Вероломство – мерзкое нарушение клятвы верности, данного слова или обещания.
Веронарушение – преступление против исповедуемой веры.
Веронарушитель – преступник против законов веры исповеданья, религии или церкви.
Вероотметный – отступающий от веры; отметающий веру.
Вероотметник – тот, кто отметает всякую веру.
Вероотступник – отошедший от своей веры.
Вероотступничество – действие по отступлению от веры.
Вероотрицатель – то, кто отрицает какую-либо веру.
Вероподобие – то, что содержит признаки истинной веры; вероятное сходство с истиной.
Вероподобный – правдоподобный.
Веропроповедник – миссионер; несущий и проповедующий веру; обратитель неверных в истинную веру.
Веротерпимость – свобода иноверцев исповедовать свою веру.
Вероятие – принятие чего за истину. Например, слух этот не заслуживает никакого вероятия.
Вероятный – возможный; правдоподобный, вероподобный, имоверный, вероимный, достойный вероятия.
Вероятно – возможно, правдоподобно, похоже на правду; может быть; по-видимому, так, чаятельно, должно или можно полагать.
Принять на веру – признать что-либо истинным, не требуя доказательств; довериться.
Верой и правдой – всецело посвящая самого себя. Например, он двадцать лет отслужил царю верой и правдой.