Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

Вербное воскресенье последнее воскресенье перед Пасхой, двунадесятый праздник, связанный с Входом в Иерусалим, куда Иисус Христос пришёл на празднование иудейской Пасхи. Этот преходящий праздник бывает ровно за неделю до Христова Воскресения.

Другие названия: Вербница, Вербич; Вход Господень в Иерусалим.

Своё название в России Вербное воскресенье получило в связи с использованием ветвей зацветшей вербы (вместо пальмовых ветвей для встречи Христа) как символ пробуждения и возобновления жизни — Воскресения Христова.

Последнее воскресенье перед Пасхой также называют «Неделей ваий» — «вайи» по-гречески означает «пальмовые ветви». Латинское название праздника — Dominica in palmis (Пальмовое воскресенье, буквально: «Господень день в пальмах»). В современных европейских языках сегодня используется именно название «Пальмовое», например в английском — Palm Sunday.

В русских богослужебных книгах называется также Неделей Цветоносной (потому что Христа в Иерусалиме встречали цветами), а в просторечии — Вербным воскресеньем. Это связано с тем, что пальмовые ветви в славянских странах заменяют ветками вербы (а также ивы и ветлы). Эти растения распускаются в России одними из первых.

Вход Господень в Иерусалим описан всеми четырьмя евангелистами. О нём повествуют и Матфей (в 21 главе своего Евангелия), и Марк (в 11 главе), и Лука (в 19), и Иоанн (в 12 главе). Так, в Евангелии от Матфея (21:1–7) сказано, что апостолы по указанию Иисуса взяли в Вифании ослёнка и ослицу. Иоанн Богослов в своём Евангелии просто упоминает, что Христос, найдя молодого осла, сел на него. В Евангелиях Марка и Луки говорится, что Иисус, приближаясь к Иерусалиму и находясь вблизи Елеонской горы рядом с Виффагией и Вифанией, отправил двух учеников за молодым ослом, указав, где он привязан и что ответить, если спросят. Так и произошло. Ученики нашли животное, отвязали его, на вопрос «Зачем отвязываете?» отвечали, что ослик надобен Господу, и привели к Иисусу.

Так, на осле, Иисус Христос въехал в Иерусалим. У иудеев существовал древний обычай, согласно которому правители, одержав победу над врагами, въезжали в город на конях или ослах. А ещё на Востоке въезд в город на осле являлся символом мира, а верхом на коне — символом войны.

Исследователи обращают внимание, что Спаситель так же, как Давид после победы над Голиафом, въезжает в Иерусалим на молодом осле, т.е. победителем над чем-то грозным и внушающим всеобщий страх. Вместо сёдел ученики Христа застелили спины животных своими одеждами, что тоже является символом их готовности нести веру Христову по всему миру. В Евангелиях говорится, что множество народа Израилева, узнавшего о великом чуде, встречая Спасителя, постилали на дорогу свою одежду, другие клали срезанные пальмовые ветви и громко выкрикивали приветствия. И лишь Господь знал, что въезжает в Иерусалим не для почестей и принятия земной власти и даже не для того, чтобы освободить евреев от власти захватчиков-римлян. Он знал, что эта дорога приведёт его к собственным страданиям и крестную смерть. Только ему было ведомо, что пройдёт всего несколько дней, и вновь соберётся множество народа, но на сей раз толпа будет кричать: «Распни, распни Его!»

В то время Иудея была захвачена римлянами, и иудеи ожидали обещанного священным писанием и пророками освободителя от иноземного господства. Верили, что Мессия — Спаситель Израиля — явится на Пасху. Иисуса Христа встречали как Мессию, так как знали о чуде воскрешения Лазаря, совершённом накануне.

Встречали его иудеи, как Царя, согласно той же древней традиции, — с пальмовыми ветвями, цветами, постилая на Его пути свою одежду.

Они кричали Христу: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне (т.е. — достоин хвалы, от Бога посланный) Царь израилев! Осанна в вышних!»

Исполняя пророчества Ветхого Завета, Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим, но не как Царь земной или победитель на войне. А как Царь, царство которого не от мира сего, как победитель греха и смерти. Ворота, через которые, по преданию, въехал Иисус, существуют до сих пор. Только они уже многие века наглухо замурованы.

Христос не мог не видеть, что миссия Его не понята, слова Его не приняты и даже чудо воскрешения Лазаря не привело к тому, к чему должно было бы привести, ибо Христос не принимал на себя никаких обязательств по освобождению от римской оккупации и не давал никаких рекомендаций по устроению общественной жизни. Его слово было обращено в совсем иную сторону, в иную плоскость. Слово Спасителя несло и несёт в себе величайшее по своему значению для всех народов, для всех стран и для всех поколений свидетельство о Божией правде, сконцентрированной в реальных заповедях, первая из которых: «возлюби Господа Бога твоего», и вторая, подобная ей: «возлюби ближнего, как самого себя».

Вербу освящают в храмах накануне, в субботу вечером на Всенощном бдении: после прочтения Евангелия читается 50-й псалом, затем святой водой окропляют ветви. После этого их раздают молящимся, и прихожане стоят до конца службы с вербой и зажжёнными свечами. Обычно окропление повторяют и в само Вербное воскресенье на Литургии (служится Литургия Иоанна Златоуста).

В допетровскую эпоху в Вербное воскресенье совершался торжественный выезд патриарха «на осляти» (белом коне, снаряжённом наподобие осла; он символизировал въезд Иисуса Христа в Иерусалим). Патриарх раздавал с Лобного места вербы и листья папоротника (вместо пальмовых ветвей) царю, архиереям, боярам, окольничим, думским дьякам и народу.

Вербное воскресение – это переходящий праздник, то есть его дата каждый год меняется и зависит от Пасхи. С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица — последняя и самая важная часть Великого поста.

Вербному воскресению предшествует Лазарева суббота, день, согласно которому Сын Божий совершил одно из великих чудес – воскресил своего ученика и соратника Лазаря. Согласно Священному писанию, Спаситель перед своим последним посещением древнего города воскресил праведного Лазаря, жившего в селении Вифания и скончавшегося за четыре дня до прихода туда Господа. Весть об этом чуде быстро разнеслась по окрестностям, и когда Христос через несколько дней въезжал на молодом ослике в Иерусалим, люди приветствовали его как царя, выстилая его путь одеждами и пальмовыми ветвями. Тогда же, после воскрешения Лазаря, первосвященники и фарисеи приняли окончательное решение убить Иисуса. В память о воскрешении Лазаря, верующие приносят в храм распустившиеся ветви деревьев: в Италии – ветви оливковых деревьев, во Франции – самшит, розмарин и лавр, а в России – верба.

Когда на следующий день Спаситель вошёл в Иерусалим, где перед праздником ветхозаветной Пасхи собралось множество паломников, Его встречали как победителя. Книжники и первосвященники, искавшие малейшего повода, чтобы убить Иисуса Христа, хотели умертвить и воскрешённого. Но Лазарь скрылся и впоследствии, прожив ещё 30 лет, исполнял свой христианский долг в чине епископа Кипра.

В память о воскрешении Лазаря, верующие приносят в храм распустившиеся ветви деревьев: в Италии - ветви оливковых деревьев, во Франции - самшит, розмарин и лавр, а в России – верба

Вербное же воскресение символизирует собой вход Сына Божия в Иерусалим. Это событие и торжественная встреча Иисуса Христа жителями города и паломниками описываются всеми каноническими евангелистами - Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Ученики по повелению Господа привели к нему неосёдланных ослицу и молодого осла, которые символизируют ветхозаветный Израиль и язычников, пока ещё не уверовавших во Спасителя, но уже готовых к принятию новой веры.

После Вербного воскресенья начинается Страстная седмица – последняя и самая строгая неделя Великого поста, когда вспоминаются страдания и смерть Иисуса Христа.

Таким образом этот праздник символизирует появление надежды людей на искупление греха, укрепление веры. Для христиан он наполнен идеей милосердия и человеколюбия. Вербное воскресенье предшествует Страстной неделе, когда вспоминаются последние дни земной жизни Иисуса. Христиане воспринимают этот день как возможность духовно подготовиться к самым тяжёлым дням накануне смерти и воскресения Христа.

У православных христиан есть обычай хранить освящённые вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. В некоторых местностях существует благочестивый обычай класть освящённые вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освящёнными ветвями.

В Вербное воскресенье за трапезой разрешается рыба.

См. Верба

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть