Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

ВЕРОТЕРПИМОСТЬ

Веротерпимость (англ. toleration) — терпимое отношение к той или иной религии; допущение государством различных вероисповеданий; признание права каждого человека на свободное исповедание любой веры; терпимое отношение к религиозному инакомыслию. См. Вера.

Веротерпимость провозглашена государственной политикой ещё в Византии. В 313 г. императоры равноапостольный Константин I Великий и Лициний издали Миланский эдикт, который даровал римским гражданам и подданным полную религиозную свободу: «… Никому не запрещается свободно избирать и соблюдать христианскую веру и каждому даруется свобода обратить свою мысль к той вере, которая, по его мнению, ему подходит, дабы Божество ниспосылало нам во всех случаях скорую помощь и всякое благо… Мы даровали христианам полное право совершать богослужение. Поскольку же им даруется неограниченная свобода, то… должно быть понятно, что дается свобода и другим, по желанию, соблюдать свою веру… пусть каждый свободно, по своему желанию избирает себе веру. Так определено нами, дабы не казалось, будто мы умаляем достоинство какой-либо веры».

В 1905 г. подписан указ императора Всероссийского Николая II Правительствующему сенату о введении в Российской империи начал веротерпимости, назывался этот законодательный акт «Об укреплении начал веротерпимости». Указом существенно изменялось правовое положение старообрядцев, сектантов, представителей иностранных и иноверных вероисповеданий. С выходом указа в России была установлена свобода выбора религии и «свобода отправления религиозных обрядов». При этом указ не устанавливал равенство между признанными в Российской империи вероисповеданиями и вероучениями, сохраняя приоритетные в государстве позиции Православной Российской Церкви.

Православные, исполняя Божественную заповедь о любви к ближним, проявляют благодушие не только к своим единоверцам, но и к иноверцам. Благодушие святых по отношению к иноверцам выражается как в малом, так и в большем, например, в привлечении их в Православную Церковь.

В СССР гарантировалась «свобода совести, т.е. право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой» (см. ст. 52 Конституции СССР 1977 г., ст. 50 Конституции РСФСР 1978 г.) Однако возможности полноценного участия в политической жизни страны, доступ к занятию ключевых государственных должностей, открывались, как правило, лишь для членов коммунистической партии, с её атеистической марксистко-ленинской идеологией.

В православии считается, что верующие не должны закрывать глаза на заблуждения инославных, но, несмотря на это, должны относиться к ним с любовью, помня, что и они дети Божии – заблудшие, но любимые Богом, Который и о них непрестанно печётся и промышляет. Подлинная веротерпимость по отношению к людям, их принятие возможны лишь на основе любви. Что же касается вопроса об отношении православных верующих к инославным, более или менее общим ответом на него является известное, ставшее крылатым изречение, приписываемое разным христианским мыслителям: «В главном – единство, во второстепенном – (благоразумная) свобода, во всём – любовь».

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Непозволительно христианам ниспровергать заблуждение принуждением и насилием, но (заповедано) – убеждением, словом и кротостью совершать спасение людей».

Веротерпимыйне ущемляющий свободы вероисповедания; основанный на веротерпимости.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть