Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

БОГЕМА

Богема (фр. boheme — «цыганщина») — 1) (англ. bohemians) не имеющие устойчивого материального обезпечения представители творческой интеллигенции (актёры, художники, музыканты, литераторы), ведущие безпорядочную жизнь. 2) (англ. bohemian way of life) стиль такой жизни. 3) прослойка праздных молодых людей, ведущих гламурную жизнь с вечными «тусовками», приёмами и фуршетами, скандалами, подпитывающие интерес к ним, своим эксцентричным поведением на грани вседозволенности.

В средние века: цыгане, народ бродячий, народ изгой. Одно из названий цыган во французском языке — bohémiens, букв. — «богемцы», жители Богемии, области, а некогда государства, располагающегося сейчас на территории нынешней Чехии. В Средние века в Богемии проживало особенно много цыган, традиционно ведущих свободный, внешне весьма весёлый, с проявлением ярких эмоций и страстей образ жизни, который в глазах молодых представителей бюргерской среды выглядел романтично. Неприкаянная жизнь артистов сравнивалась с жизнью цыган, особенно с учётом того, что и сами цыгане обычно не лишены актёрского таланта, проявляют себя как прекрасные певцы, танцоры и музыканты.

К XIX в. выявились новые смыслы понятия «богема». Новые грани понятия стали выделяться в лексике французского языка, когда в столичном журнале Корсар в 1847 г. появились первые главы французского писателя Анри Мюрже (1822-1861 гг.) «Сцены из жизни богемы». Огромный успех у публики привёл к выпуску в 1849 г. отдельного издания «Сцены из жизни богемы» (русский перевод 1963 г.) Вскоре книжка в сотрудничестве с Теодором Баррьером переделана в драму, которая долгое время делала полные сборы в Одеоне и вновь появилась на сцене в 1873 г.

В романе и поставленной по нему драме рассказывалось о молодых и бедных, никому не известных, художниках, литераторах и прочих артистических натурах, живущих своей, непонятной для многих обывателей, жизнью. Без определённого места жительства и постоянной работы, вечно без денег, но при всём этом беззаботная, весёлая и разгульная, полная любви и страстей. Свободные нравы, алкоголь, наркотики, пренебрежительное отношение к нравственным канонам общества, абсолютное равнодушие к наживе и власти, постоянные споры на вечные темы о смысле жизни, о творчестве своём и своих друзей – вот неотъемлемые спутники богемы того времени.

Окончательно это слово вошло в употребление после премьеры четырёхактной оперы Джакомо Пуччини «Богема», состоявшейся 1 февраля 1896 года в туринском Театре Реджо. Либретто по роману Анри Мюрже написали Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза.

В 1897 г. итальянский композитор Руджеро Леонкавалло поставил ещё одну оперу, написанную на собственное либретто но по мотивам всё того же романа А. Мюжери. Во избежание путаницы с одноименной оперой Джакомо Пуччини этот спектакль ставился и под двумя названиями – «Богема» и «Жизнь Латинского квартала».

Со временем понятие «богема» существенно изменилось. Прежде всего, понятие «богема» утратило связь с нищей творческой интеллигенцией. Скорее, это так называемые «сливки общества», атрибутами которых являются дорогущие шмотки и украшения. Тем самым в современном понимании богема представляет собой прослойку праздных молодых людей, ведущих гламурную жизнь с вечными «тусовками», приёмами и фуршетами, скандалами, подпитывающие интерес к ним, и эксцентричным поведением на грани вседозволенности и запредельности, порой не укладывающийся в умы обычных нормальных людей.

Тогда как представители настоящей творческой интеллигенции – писатели, поэты, скульпторы, художники, режиссеры, актёры, представители театральных подмостков, балетного и оперного искусства, среди которых много действительно умных, талантливых, невероятно работоспособных людей, обладающих своим видением, – не любят, когда их относят к богеме. Сейчас себя так чаще называют молодые и амбициозные модельеры, визажисты, телеведущие, исполнители популярной музыки, так называемые «звёзды», да и просто эпатажные личности.

Богемный стиль жизни – порождение неоромантических умонастроений и атмосферы крупных европейских городов XIX-XX вв.

Ценности богемы – свободная и необременительная любовь, презрение к нормам мещанско-бюргерской морали, показное равнодушие к богатству и власти, пренебрежительное отношение к буржуазному конформизму. Чаще всего артистическая молодёжь группируется вокруг отдельных развлекательно-увеселительных центров, благодаря которым богемная жизнь приобретает определённые организационно-институциональные признаки клубного характера в виде постоянного членства, устава, гимна, герба и т.п.

В России начала XX в. ярким примером богемного стиля социокультурной, художественно-поэтической жизни можно  считать литературное кафе «Бродячая Собака».

Бродячая Собака – название петербургского кафе (арт-подвал) и возникшего на его основе одноимённого клуба. Артистическое кафе «Бродячая собака» действовало с 31 декабря 1911-го по 3 марта 1915 г. На волне интереса к дореволюционной истории в 2001 г. кафе открыто вновь. Этот артистический клуб располагался в Петербурге на площади близ Михайловского дворца (ныне площадь Искусств, д. 5).

Необычное название придумано учредителями. Когда в конце декабря 1911 г. компания искала в Петрограде место, чтобы отметить Новый год, писатель Алексей Толстой спросил у режиссёра Николая Евреинова: «А не напоминаем ли мы сейчас бродячих собак, которые ищут приюта?» А тот ему ответил: «Вы нашли название нашей затее, пусть этот подвал называется «Бродячей собакой». Параллели такому названию нашли в стихотворении в прозе французского переводчика и поэта Шарля Бодлера «Славные псы», где богемская жизнь представлялась в образе жизни бездомных бродячих собак.

Как и у каждого солидного клуба, у «Бродячей собаки» был свой гимн, сочинённый русским поэтом, прозаиком и композитором М.А. Кузминым, устав, составленный русским советским писателем А.Н. Толстым и придуманный русским художником М.В. Добужинским герб, изображавший бездомную собаку, наступающую на театральную маску.

Кафе «Бродячая Собака» стало центром неформальной художественной жизни столицы, собравшим в своих стенах цвет русской поэзии серебряного века.

В этом кафе в неформальной обстановке проводились литературные и театральные вечера, читались лекции, ставили спектакли и звучали музыкальные произведения. В число постоянных членов клуба входил практически весь цвет так называемого Серебряного века русской литературы: Н. Гумилёв, В. Маяковский, А. Ахматова, И. Северянин, О. Мандельштам, многие другие. Конечно, не обошлось без богатых поклонников молодых дарований, которые выступали в роли спонсоров. Эти материальные средства позволяли владельцам клуба устраивать творческие вечера, празднование юбилеев и всевозможные приёмы. Бывали в «Бродячей собаке» и С. Есенин, В. Серов, М. Цветаева, К. Коровин, В. Брюсов, Б. Пастернак. Будучи на тот момент молодыми, но уже безумно талантливыми людьми, они искали себя в свободном творчестве и надеялись, что революция даст толчок к рождению нового человека со свободными формами самовыражения.

По выражению завсегдатая кафе, поэта-футуриста Бенедикта Лившица «…первое же дыхание войны сдуло румяна со щёк завсегдатаев «Бродячей собаки». Официальной причиной закрытия кафе весной 1915 г. послужила нелегальная продажа алкоголя. Среди истинных причин – пацифистские выступления Маяковского и группирующиеся вокруг поэта антивоенная творческая интеллигенция.

Богемец – не имеющий приюта человек и не представляющий, где завтра будет жить и обедать.

Богемистый – имеющий черты и признаки богемы.

Богемность – выражающий образ жизни богемы.

Богемщик – легкомысленный человек, представляющий богему.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть