ВЕРТОЛЁТ КА-50 «ЧЁРНАЯ АКУЛА»
Вертолёт Ка-50 «Чёрная акула» – российский боевой одноместный ударный вертолёт, предназначенный для поражения бронированной и небронированной техники, малоскоростных низколетящих воздушных целей, а также живой силы на поле боя.
Важнейшей особенностью отличающей его от всех построенных и разрабатываемых боевых вертолетов, является использование на нем экипажа из одного летчика, что потребовало высокой степени автоматизации управления вертолетом и его вооружением.
Вертолёт способен действовать в условиях высокогорья при высоких температурах наружного воздуха, а также двигаться в любом направлении. Способен с большой скоростью перемещаться боком и назад, при этом перемена направления движения происходит за несколько секунд.
Выполняет мёртвую петлю и другие фигуры высшего пилотажа, в т.ч. фирменную боевую «воронку». При выполнении «воронки» может перемещаться с большой скоростью по кругу и одновременно вести непрерывный огонь по точечной цели.
Боевая воздушная машина разработана в ОКБ им. Н.И. Камова (ныне ОАО «Камов») под руководством главного конструктора Сергея Викторовича Михеева. Проектирование вертолёта, получившего обозначение В‑80 (или «изделие 800»), началось в январе 1977 г. Первый полёт опытного вертолёта состоялся 17 июня 1982 г.
Головная серийная машина впервые поднялась в воздух 22 мая 1991 г. Вертолёт получил новое название Ка‑50. Имя «Чёрная акула» закрепилось за боевой машиной после выхода на киноэкраны в 1993 г. российского боевика с таким же названием, в котором сверхманевренный вертолёт занял в киносюжете центральное место.
Указом Президента России в августе 1995 г. боевой вертолёт Ка‑50 принят на вооружение авиации сухопутных войск России.
За все время испытаний и эксплуатации этой машины произошло две катастрофы Ка-50. Обе катастрофы Ка‑50 произошли из-за того, что вертолеты резко маневрировали, в результате чего произошел перехлест несущих винтов.
3 апреля 1985 г. на опытной машине Ка‑50 разбился лётчик-испытатель Герой Советского Союза Евгений Иванович Ларюшин.
17 июня 1998 года в Торжке (Тверская область) в результате крушения «Чёрной акулы» погиб начальник Центра боевой подготовки армейской авиации Герой России генерал‑майор Борис Алексеевич Воробьёв.
Ка‑50 имеет соосную схему расположения несущих винтов, хвостовой рулевой винт исключен. За счет такой схемы конструкторам удалось уменьшить диаметр винтов и общие размеры вертолета. Ка‑50 имеет фюзеляж и хвостовое оперение самолетного типа, убирающееся в полете трёхстоечное шасси с передней стойкой и сравнительно большое крыло.
Кабина пилота имеет защиту из комбинированной (сталь/углепластик) брони, способной выдерживать попадание в борт нескольких снарядов калибра 23 миллиметра. Бронированное остекление кабины обезпечивает защиту от попадания пуль. Броней, общая масса которой составляет 350 килограммов, защищены также основные агрегаты вертолёта.
На вертолёте установлено катапультное кресло К‑37 с тянущей ракетной системой, которая гарантирует катапультирование вертолётчика во всем диапазоне высот и скоростей полета, включая нулевые. Для обезпечения безопасности катапультирования лопасти несущих винтов предварительно отстреливаются.
За кабиной лётчика смонтированы агрегаты топливной, гидравлической и других систем, здесь же находится отсек главного редуктора. К задней части фюзеляжа крепится горизонтальное и вертикальное хвостовое оперение. Под консолями крыла вертолёта находятся по два пилона для подвески вооружения.
Для ведения разведки наземных целей на вертолёт устанавливаются стабилизированные телевизионный и инфракрасный сенсоры, позволяющие определить цель на дистанции 20 километров в дневное и 13 километров в ночное время.
Силовая установка вертолёта состоит из двух газотурбинных двигателей ТВ3‑117ВМА, установленных по бокам в верхней части фюзеляжа. Двигатели снабжены экранно‑выхлопными устройствами для снижения инфракрасной заметности вертолёта, а также пылезащитными устройствами, снижающими износ лопаток турбокомпрессора. Силовая установка имеет систему автоматического регулирования, которая в случае выхода из строя одного из двигателей автоматически переводит другой двигатель на повышенный режим работы.
Двигатели силовой установки приводят во вращение два расположенных соосно несущих винта диаметром 14,5 метра. Их лопасти, изготовленные из композиционных материалов, имеют прямоугольную форму.
Ка‑50 «Чёрная акула» обладает повышенной боевой живучестью: жизненно важные системы и агрегаты дублированы и защищены. Элементы несущей системы и трансмиссии имеют дополнительный запас прочности, используются протектированные взрывобезопасные топливные баки, установлена система пожаротушения.
Ка‑50 способен переносить и применять широкую номенклатуру различного вооружения, в т.ч. и зарубежные образцы, общей массой до 2800 килограмм (2000 килограмм на пилонах).
Вертолёт оснащён несъёмной одноствольной автоматической пушкой 2А42 калибра 30 миллиметров. Питание пушки ленточное, селективное. Пилот имеет возможность выбора бронебойных или осколочно‑фугасных снарядов, а также темпа стрельбы (550 или 350 выстрелов в минуту). Максимальный боекомплект пушки, в двух патронных ящиках, составляет 460 снарядов. Очереди идут с автоматической отсечкой по 20 или 10 снарядов.
Подвесное вооружение размещается на вертолёте на четырёх пилонах, которые могут отклоняться вниз на угол до 10 градусов. Здесь могут быть установлены противотанковые ракеты с автоматической лазерно‑лучевой системой наведения (могут применяться и по воздушным целям), а также неуправляемое ракетное и пушечное вооружение.
Для защиты вертолёта от управляемых ракет с инфракрасными головками самонаведения на концах крыла размещены контейнеры с тепловыми ловушками. На вертолёте также установлен бортовой комплекс радиоэлектронного противодействия.
Технические характеристики вертолёта Ка-50.
Экипаж – 1 человек.
Максимальная взлётная масса – 10800 кг.
Нормальная взлетная масса – 9800 кг
Максимальная масса расходуемой боевой нагрузки – 811 кг.
Нормальная масса расходуемой боевой нагрузки – 610 кг.
Масса пустого вертолета – 7692 кг.
Максимальная скорость полёта – 300 км/ч.
Крейсерская скорость полёта – 270 км/ч.
Статический потолок – 4000 м.
Динамический потолок – 5500 м.
Дальность полёта с нормальной взлетной массой – 460 км.
Перегоночная дальность – 1160 км.
Длина с вращающимися винтами – 16 м.
Высота – 4,93 м.
Диаметр несущего винта – 14,5 м.
Вертолёт Ка‑50 имеет несколько модификаций.
Ка‑50Ш – ночная модификация Ка‑50, для круглосуточного выполнения боевых задач.
От стандартной модификации отличается перекомпонованной носовой частью, в которой наряду с дневным расположен и ночной тепловизионный канал прицельно‑пилотажно‑навигационного комплекса «Рубикон‑Н»
Ка‑50Н – ночная модификация Ка‑50. От стандартной отличается смонтированной в подфюзеляжной носовой части тепловизионной прицельной системой «Самшит‑50Т».
Ка‑50‑2 «Эрдоган» – двухместная модификация Ка‑50 по стандартам НАТО (тандемное расположение экипажа).
Ка‑52 «Аллигатор» – модифицированный двухместный ночной вариант Ка‑50.
Главной причиной замены К-50 на К-52 стала одноместность «Чёрной акулы». Оказалось, что маневрировать машиной на поле боя и одновременно вести огонь является исключительно сложной задачей, требующей отдельной подготовки боевого вертолётчика. При этом затраты на подготовку такого пилота сопоставимы с затратами на сам вертолёт.