БУНЧУК
Бунчук — 1) украшенное длинное (или короткое) древко с шаром на конце или остриём с прядями конских волос и серебряными кистями. См. Булава. 2) знак власти у некоторых народов в таком виде (у казачьих атаманов, гетмана Малороссии, турецкого паши). 3) украшение инструментов в военном оркестре в таком виде. 4) украшенный конскими хвостами ударный инструмент в форме лиры. Представляет собой металлический фигурный ствол с ответвлениями, прикреплённый к древку. К стволу и ответвлениям прикреплены колокольчики и бубенчики, звенящие при встряхивании. Применяется в военных оркестрах. 5) украшение лошади в виде бус, надеваемых на шею.
Монголы использовали белый бунчук в мирное время, а чёрный во время войны. Первоначальный белый бунчук Монгольской империи не сохранился, но чёрный сохранился как «вместилище души» Чингисхана. Монголы спустя столетия продолжали чтить чёрный бунчук, и Дзанабадзар построил монастырь с особой миссией защиты чёрного знамени. Примерно в конце 1930-х годов чёрный бунчук исчез во время репрессий в МНР.
У древних татар бунчуком назывался особый знак военачальника.
Бунчук использовался у османов вместо штандарта до создания регулярной армии и флота. Этот знак военачальника представлял собой высокое древко с крестообразной перекладиной сверху. К этой перекладине привешивались хвосты лошадей или яка. По старшинству и достоинству паши подразделялись на двухбунчужные и на трёхбунчужные.
Перед османским пашой, который выполнял обязанности визиря, т.е. министра султана, носили бунчук, на конце которого были три конских хвоста (таким образом, визирь имел титул трёхбунчужного паши).
Однобунчужный паша (бригадир) соответствовал генерал-майору армии Российской Империи (чин IV класса «Табели о рангах» 1722 г.), двухбунчужный (ферик, дивизионный командир) — генерал-лейтенанту (III класс), трёхбунчужный (мушир) — генерал-аншефу (II класс). В гражданской службе муширу соответствовал визирь, ферику — беглербег.
Перед самим султаном несли бунчук с семью хвостами. В Османской империи бунчук использовался вплоть до введения строевых войск и обозначался словом туг, либо кутас.
Ношение бунчуков являлось обязанностью силихдаров (оруженосцев), которые в этом случае именовались тугджи.
В эпоху азербайджанских ханств, ханы носили при себе бунчук, который у тюркских народов символизировал право на власть. Например, до наших времен сохранился бунчук Джавад-хана, хана Гянджинского ханства.
Обычай использовать бунчуки как символ власти у Османской империи переняла и Корона Польская и Великое княжество Литовское, больше известная как Речь Посполитая, существовавшая с 1569 по 1795 гг. Во время своих военных походов против османов и татар поляки так же, как и их противники, носили бунчуки: перед польным гетманом — с одним хвостом, перед великим коронным гетманом — с двумя. Ян III Собеский так привык к бунчуку, что, став королём, всегда отправлялся в поход с бунчуком.
Днепровские казаки, уходя из Крымской орды, переняли обычай пользоваться бунчуками. В течение столетий этот знак следовал за кошевым атаманом или гетманом, указывая их местонахождение.
Бунчуки также использовали запорожские черкасы, украинские казаки и донцы.
Бунчужный – относящийся к бунчуку.
Бунчужный товарищ – тот, кто в походах заведовал полковым знаменем.